-
В 1938 г. А.Н.Рафаэлянц вместо бипланной коробки установил на ПР-5 монопланное крыло собственной конструкции, обшитое полотном. Машина, обозначавшаяся как ПР-12, прошла испытания, затем эксплуатировалась на линии Москва-Харьков, но в серии ее не строили.
Мастерские в Быково (завод № 402) кроме выпуска ПР-5 занимались еще капитальным ремонтом Р-5 (П-5) и двигателей к ним.
Первое боевое применение Р-5 относится к 1933 г...
-
Необходимо отметить, что сразу же после освоения серийного производства Р-5 начали разрабатываться его пассажирские модификации. В 1931 г. на заводе № 39 по предложению А.Н.Рафаэлянца Р-5 был перестроен в лимузин...
-
В феврале 1934 г. самолет, получивший обозначение Р-5Т, быстро прошел совместные заводские и государственные испытания, а в марте в Севастополе провели отработку торпедометания.
В 1934 г. завод № 1 построил 33 Р-5Т, еще 50 - в 1935 г.
К 1 января 1936 г...
-
В 1934 г. серийное конструкторское бюро завода № 1 разработало проект новой модификации. Благодаря установке зализов на узлах крепления стоек и подкосов, обтекателей на колесах, улучшения общей отделки и новому двигателю М-17Ф возрастали скорость и скороподъемность...
-
Разработка модификаций Р-5 началась сразу после начала внедрения самолета в серию. Выше упоминалось задание на проектирование морского поплавкового варианта МР-5. Однако реорганизация опытного самолетостроения, проводившаяся в конце 1929 - начале 1930 гг., привела к тому, что проектирование самолета началось только в 1930 г...
-
Серийный Р-5 с мотором М-176 представлял собой двухместный полутораплан смешанной конструкции. Он мог использоваться в качестве разведчика, легкого бомбардировщика и учебно-тренировочной машины. Фюзеляж был выполнен из соснового бруса, реек, фанеры в виде рамной конструкции прямоугольного сечения...
-
Модификация Р-5 с М-19 проектировалась коллективом ОКБ без участия Николая Николаевича, под руководством С.А.Кочеригина, который, ввиду отсутствия Н.Н.Поликарпова, был назначен главным конструктором завода № 25.
После ареста А.А.Бессонова органами ОГПУ темпы доводки мотора М-19 резко упали. До конца 1930 г. ни одного экземпляра для оснащения Р-5 получить не удалось...
-
Постройка самолета началась в марте 1928 г. и продолжалась до 25 августа, когда первый экземпляр Р-5 был выведен на аэродром для заводских испытаний. Он имел длину 10,56 м, размах - 15,5 м.
В начале сентября 1928 г...
-
К началу 1925 г. стало ясно, что двигатель М-5, спроектированный более десяти лет назад, устарел. Это ставило под угрозу оснащение ВВС СССР перспективной боевой техникой...
-
Николай Николаевич понимал, что с двумя моторами мощностью по 400 л.с. хорошие летные характеристики бомбардировщика получить трудно. Он
поставил вопрос о двигателе перед руководством Авиатреста...
-
Несмотря на общую отличную оценку АНТ-4 по первому этапу испытаний, государственные испытания опытных экземпляров АНТ-4 с различными двигателями продолжались очень долго. Они завершились лишь в марте 1929 г. Самолет приняли на вооружение и под маркой ТБ-1 запустили в серийное производство.
Между тем в середине 1926 г...
-
Характеристики проектируемого в ЦАГИ тяжелого самолета-моноплана по заданию Остехбюро, получившего обозначение АНТ-4, предполагались многообещающими, но существенно не превосходившими характеристик торпедоносца АКОН (СОН). Поликарпов пытался спасти разработку и получить заказ на бомбардировочный вариант АКОН, но получил отказ по чисто формальному поводу: проект АКОН был выполнен без его согласования с ВВС. Здесь также сыграло свою роль решение НТО ВСНХ сосредоточить металлическое самолетостроение в ЦАГИ...
-
В начале февраля 1925 г. был заключен договор между Остехбюро и ГАЗ № 1 и, тогда же, между Остехбюро и ЦАГИ на постройку самолетов «для сбрасывания грузов». Таким образом, проектно-конструкторские работы стали проводиться в условиях острой конкурентной борьбы между двумя коллективами.
Николай Николаевич проектировал самолет по би-планной схеме со стрелковыми установками в носовой, хвостовой и средней части фюзеляжа...
-
Как мы уже знаем, в октябре 1924 г. Н.Н.Поликарпов вновь стал работать на авиазаводе № 1 в должности заведующего конструкторским бюро. Начинать ему пришлось с реорганизации коллектива, укрепления дисциплины.
До 1 октября 1924 г...
-
17 декабря 1928 г. состоялось очередное заседание Правления Авиатреста. Одним из основных в повестке дня являлся вопрос «О работах по М-11 и М-12 на 29 заводе»...
-
6 октября 1926 г. на заседании Технического совета Авиатреста рассматривался эскизный проект У2-М11.
Первый экземпляр У-2. 1927 г
С докладом выступил H.H.11оликарпов...
-
Двигатель М-11 первым прошел предварительные стендовые испытания. 13 июля 1926 г. Авиатрест с пометкой «срочно» направил директору завода № 1 письмо: «Настоящим предлагается в дополнение к данным лично начальнику Опытного отдела завода инж...
-
В конце декабря 1926 г. УВВС выдало официальное задание на установку вооружения и оборудования на самолет П-1 с мотором БМВ IVa. 5 января 1927 г...
-
С августа 1925 г. началась постройка 2У-БЗ. К этому времени в НТК ВВС окончательно возобладало мнение о необходимости установки на учебный самолет мотора мощностью 100 л.с...
-
С конца 1923 г. Н.Н.Поликарпов работал над проектом «малого аэроплана под мотор A.B.C. - 18 HP "Scorpion"»...
-
Проблема создания специализированного учебного самолета давно стояла перед отечественной авиацией. С момента открытия первых летных школ в качестве учебных в русской авиации сначала использовались самолеты типа «Фарман-IV», затем «Ньюпор-IV» и «Моран-Ж». Следует отметить, что эти машины не создавались специально для подготовки летчиков и поэтому как учебные имели ряд недостатков.
В 1916 г...
-
Испытания в НИИ ВВС проходили с 28 февраля по 31 марта 1927 г. После установки дополнительного оборудования полетный вес возрос до 1500 кг. Кроме Громова на И1-М5 летали Козлов, Шарапов, Шалимо...
-
Испытания ИЛ-3 прерывались нелепыми происшествиями. 21 декабря 1925 г. наблюдатель-хронометрист (а по штату - чертежник-конструктор) В.Е.Михайлов опробовал на земле двигатель в присутствии Н.Н.Поликарпова, летчиков В.Н.Филиппова, А.И.Жукова, А.И.Екатова для снятия характеристики охлаждения радиатора...
-
После восстановления и некоторых доработок ИЛ-4006 использовался заводом в качестве экспериментального истребителя под обозначением «ИЛ-3 ремонтный» для проверки изменений, вносимых в серию. Например, в октябре 1925 г. на нем испытывался усовершенствованный сотовый радиатор...
-
В годы Первой мировой войны в практике самолетостроения нашел применение «крылатый металл» -алюминиевые сплавы, прежде всего дюрали. Их использовали для изготовления капотов двигателей, обтекателей колес шасси, съемных панелей обшивки фюзеляжа и центроплана и т.д. В 1918 г...
-
В НОА, переименованном в 1926 г. НИИ ВВС, самолет находился до 10 декабря. В связи с повреждением шасси он был возвращен на завод для ремонта и устранения выявленных недостатков в органах управления, топливной системе, в системе охлаждения двигателя...
-
5 октября 1923 г. по докладу профессора Б.Н.Юрьева на заседании НТК обсуждался вопрос об аварии ИЛ-400а. Интересно отметить, что военные специалисты НТК сочли истребитель-моноплан ИЛ-400а «мало отработанным» в военном отношении из-за высокой, по их мнению, посадочной скорости и ухудшенного обзора вниз по сравнению с истребителями-бипланами...
-
ИЛ-400а на аэродроме. Август 1923 г
Взлет происходил прямо от ангаров завода № 1. Мотор работал нормально...
-
Темпы создания самолета были высокими, опережавшими выполняемые Поликарповым в Главкоавиа работы по истребителю-биплану.
Проект получил обозначение ИЛ-400а, что расшифровывалось так: «истребитель с мотором «Либерти» мощностью 400 л.е.». Буква «а» - вариант «а» - требует особого пояснения. Кроме разработки основного, базового истребителя (ИЛ-400а) параллельно проводилось проектирование еще одного самолета с несколько измененной аэродинамикой (ИЛ-4006)...
-
Гражданская война закончилась. В победившей Советской республике состояние авиации было далеко не блестящим. «Никому не секрет, что наш родной Красный воздушный флот стоит на краю гибели: новых самолетов почти не поступает, ремонтировать старые больше нельзя, немногие трофейные, захваченные у контрреволюционеров, тоже скоро выйдут из строя», -писал в 1921 г...
-
10 июня 1925 г. экспедиция в составе трех Р-1 и трех самолетов общества «Добролет» - двух «Юнкерсов» F-13 и АК-1 - вылетела из Москвы для первого дальнего перелета в Китай. Р-1, бортовой номер R-RMPA, пилотируемый летчиками М.М.Громовым и Е.В.Радзевичем, и Р-1 R-RMPB М.А.Волковойнова и В.П.Кузнецова были оснащены первыми серийными экземплярами моторов М-5...
-
Первым подразделением морской авиации, получившим в 1927 г. самолет МР-1, стал 55-й отряд ближней разведки из состава ВВС Черноморского флота (г. Николаев)...
-
Первым подразделением, получившим Р-1, была 1-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ленина, дислоцировавшаяся на Ходынке. 1 июня 1924 г. во время торжественной церемонии, собравшей множество зрителей, эскадрилье передали 19 новеньких «с иголочки» самолетов Р-1...
-
В августе 1924 г. появилось задание на проектирование и постройку Р-1 с мотором «Лоррен-Дитрих» мощностью 450 л.с. Ввиду сложной конфигурации двигателя, выполненного по W-образной схеме, лобовой радиатор стал пятиугольным, возрос его мидель...
-
В 1927 г. Н.Н.Поликарпов спроектировал еще одну учебно-тренировочную модификацию с мотором БМВ IV мощностью 230 л.с. По соображениям центровки длину мотоустановки увеличили на 0,32 м...
-
Для вооружения морских авиационных частей Н.Н.Поликарпов еще в конце 1924 г. начал работу по установке самолета Р-1 на деревянные поплавки. При этом учитывался положительный опыт создания в Англии аналогичных модификаций ДН-4 и ДН-9...
-
После принятия соответствующего решения один «образцовый» ДН-9А доставили на завод «Дукс» для снятия эскизов.
Р-1 в полете
Получив официальное задание на серийную постройку, Поликарпов столкнулся с тем, что при отсутствии необходимой документации скопировать самолет оказалось практически невозможным. Ферма фюзеляжа ДН-9 представляла собой статически неопределимую конструкцию, т.е. при расчете имеющую множество допустимых решений...
-
Первый контракт на поставку в СССР из Великобритании 40 прошедших капитальный ремонт ДН-9 без двигателей был подписан при посредничестве Швеции 22 декабря 1921 г. Для приемки самолетов в Англию отправилась специальная комиссия во главе с летчиком Г.И.Гвайта. К этим машинам Швеция поставляла моторы «Мерседес» мощностью 260 л.с., которые контрабандой вывозили из Германии и хранили на складах.
Первый самолет № 5817 собрали на заводе «Дукс»...
-
ДН-9А строили и в США. Машины состояли на вооружении ВВС многих стран вплоть до середины 30-х годов. После Первой мировой войны выпускались модификации с двигателями Нэпир «Лайон» II (465 л.с.), Райт «Уорлвинд» R-975 (465 л.с.).
В небе России ДН-4 и ДН-9 появились в годы Гражданской войны...
-
Первые серии ДН-9 выпускали с двигателями Сиддлей «Пума» мощностью 230 л.с.и 290 л.с., ВНР (230 л.с.), Фиат А-12 (260 л.с.), A DC «Нимбус» (300 л.с.), Ис-пано-Сюиза 8F (300 л.с.). Радиатор располагался под мотором, снизу фюзеляжа. ДН-9 появились на фронте во Франции в апреле 1918 г...
-
К концу 1918 г. большая часть парка самолетов-разведчиков морально и физически устарела. Научно-технический комитет Военно-воздушного флота, проанализировав создавшееся положение, принял решение о развертывании серийного производства вполне современных на то время машин Де Хевилленд DH-4 (ДН-4 в русском обозначении) на заводе «Дукс».
В середине 1917 г...
-
В 1919 г. Николай Николаевич был назначен членом первой (самолетной) секции Научно-технического комитета ВВС (НТК ВВС). Кроме Поликарпова в ее работе принимали участие авиаконструкторы Д.П.Григорович, А.Н.Туполев...
-
Ввиду отсутствия на вооружении современных самолетов первоначального обучения, Главвоздухфлот постановил запустить «Авро-504к» с ротативным двигателем «Рон» (М-2) в серийное производство под обозначением У-3, смененное затем на другое - У-1. Конструкция машины мало отличалась от прототипа.
Освоение У-1 началось на авиазаводе №5 в 1922 г. К лету 1924 г...
-
В августе 1919 г. ГУВВФ просило правительство принять меры к милитаризации авиационных заводов, видя в этом единственную возможность хоть как-то сохранить производство [27].
Отсутствие необходимых материалов (особенно для самолетов зарубежных разработок) вынуждали искать им замену. По предложению Николая Николаевича стойки коробки крыльев «Сопвича», а потом «Де Хевил-ленда-4» стали изготавливать из клееных реек, обмотанных полотняной лентой на клею...
-
Всего за 1918-1919 операционный год УВВФ было передано несколько десятков самолетов типа «Ньюпор», «Сопвич», «Фарман-30». По программе, утвержденной Главкоавиа в августе 1919 г., до 1 мая 1920 г. завод «Дукс» должен был выпустить 60 разведчиков «Сопвич», 65 истребителей «Ньюпор-24бис», освоить в производстве и построить 70 разведчиков «Де Хевилленд-4» [20], однако выполнить эту производственную программу не удалось.
Работать приходилось в сложных условиях: не хватало материалов, часто случались перебои с электроэнергией, топливом, поставками ацетилена и кислорода для сварки...
-
В то время завод выпускал самолеты «Ньюпор-17», «Ньюпор-21», «Ныопор-23», «Фарман-30». Делались попытки строить истребители «Спад». Кроме этого завод производил велосипеды (в том числе «военного типа» -со складной рамой), детали для моторов, пулеметные установки.
Ньюпор-17» авиации Балтийского флота
В сентябре 1918 г...
-
Еще 28 января 1918 г. (здесь и далее все даты даны по новому стилю) Совнарком принял решение о создании новой армии. Тогда же начали формироваться первые воинские части, но крайне медленно, в отрыве от реально складывающейся обстановки.10 февраля 1918 г...
-
Наступил новый, 1918 год. Грязные неубранные улицы, занесенные снегом, кипение политических страстей, разброд и шатание в умах... Сложное, смутное время...
-
27 сентября 1917 г. дирекция РБВЗ направила письмо в Управление Военно-воздушного флота по поводу прочности самолета, в котором фактически подводится итог деятельности Поликарпова в этом направлении:
«...Настоящая война дает ряд примеров боевой работы «Муромцев», доказывая их мощность и огромные результаты, которые достигаются этими машинами в боевом отношении - бомбометанием, фотографической разведкой, способностью вести продолжительный огневой бой с воздушным противником.
Необоснованный теоретический подсчет запаса прочности этого типа воздушных кораблей, произведенный в комиссии проф. Фан-дер-Флита, набросил тень на доброе имя «Муромцев», но немедленно произведенная практическая проверка прочности частей корабля в лаборатории Политехнического Института рассеяла сомнения в достаточном запасе прочности «Муромцев» и выяснила с полной убедительностью ошибочность теоретического расчета Комиссии» [17].
Не ограничившись прочностью, комиссия занималась анализом концепции развития «Муромцев», что было связано с появлением типа Е и с предполагаемой установкой на машины этого типа еще более мощных (260-300 л.с.) и тяжелых двигателей «Рено»...
-
1 марта Временный комитет членов Государственной Думы приступил к формированию Временного прави-тельства. Поздно вечером 2 марта царь Николай II отрекся от престола. В стране царило ликование: Свобода!
Но Февральская революция породила несбывшиеся надежды и большие разочарования...
-
Методика работы Сикорского над опытными самолетами живо интересовала Поликарпова. Он вспоминал:
«Я очень присматривался к его методам работы, к его творческому мышлению, старался почерпнуть весь опыт его работы, однако без назойливости и без вторжения в его творческую сферу. Мне помог в этом заместитель Сикорского инженер Серебрянников А.А...
-
Сикорский привлек молодого инженера к проектированию модификаций самолетов С-16, «Илья Муромец» (типов Г, Д, Е), а также к разработке новых машин - С-18, С-19.
Самолеты Сикорского (сверху вииз) С-16, С-17, С-18, С-20
«Илья Муромец» тип Г был спроектирован в конце 1915 г. и построен в начале 1916 г. Он отличался от предшествующих машин новым крылом с увеличенной хордой и размахом...
-
Одной из задач И.И.Сикорского как «техника по авиационной части» авиации ВМФ являлась разработка дальнего морского разведчика. После появления «Русского витязя» его предполагалось поставить на поплавки, испытать, а затем построить несколько экземпляров для Черноморского и Балтийского флотов. В дальнейшем для этой цели решили использовать «Муромцы»...
-
В начале 1916 г. русская авиапромышленность, несмотря на тяжелые условия военного времени, находилась на подъеме. В отрасли насчитывалось 34 завода, из которых 7 еще только строились, 14 заводов выпускали самолеты, 7 - моторы, 6 - воздушные винты и лыжи, 2 -магнето, 1 - авиаприборы...
-
В нем излагались основы гидростатики, гидродинамики, аэрологии, термодинамики, сообщались сведения о свойствах газов и воздуха, были приведены выводы формул подъемной силы крыла и сопротивления. Интересно отметить, что с разрешения Н.Е. Жуковского Фан-дер-Флит опубликовал результаты некоторых исследований Николая Егоровича, увидевшие свет в его трудах спустя несколько лет.
На Курсах начали формироваться и свои научные школы...
-
В июне 1911 г. Н.Н.Поликарпов приехал в Петербург. В эту пору белых ночей город, без сомнения, произвел на него большое впечатление необычностью своего облика, яркой архитектурой.
Санкт-Петербургский политехнический институт императора Петра Великого принадлежал к числу лучших высших учебных заведений Российской империи...
-
Город Ливны возник еще в конце XII в., но был разрушен во время татаро-монгольского нашествия и вновь основан по боярскому приговору в 1586 г. Через Ливны на Дон пробирались беглые крестьяне. Здесь строились струги и спускались по Сосне на Дон...
-
Жизнь каждого человека незримыми нитями связана с предшествующими поколениями. И не только в генетическом смысле, но и через воспитание, образование, через социальное, культурное и духовное окружение формирующейся личности. Можно сказать, что генетический код предопределяет физическое развитие человека, а воспитание и образование - его интеллектуальное и духовное начало...