Авиация и самолёты
   
поиск по сайту
  • Предисловие

    «Ястребки» и «мессеры» — эти слова знакомы наверняка каждому из моего поколения, войну, к счастью, не заставшего. Но мы зачитывались «Небом войны» Александра Покрышкина, бесчисленное количество раз могли смотреть «В бой идут одни старики» с легендарным Леонидом Быковым в главной роли, а сердце всякий раз вздрагивало и в крови разливался адреналин, когда из динамиков магнитофона вырывался хриплый голос Владимира Высоцкого: «Я — «як»-истребитель, мотор мой звенит...» Пусть же эта книга напомнит читателям о героизме летчиков, этих рыцарей «Пятого океана», сходившихся в смертельных схватках много десятилетий назад. Пусть она послужит напоминанием о грозных боевых машинах, чьи имена овеяны легендами.....

  • Эволюция истребителя

    Хотелось бы по возможности избежать излишне длинных экскурсов в историю, но совершенно обойтись без оных не представляется возможным. Постараемся в общих чертах показать развитие концепции самолета-истребителя в ту четверть века, которая отделяла начало Первой мировой войны от начала Второй. С первых же недель после начала Великой войны авиация обеих воюющих сторон активно применялась в боевых действиях. В связи с этим остро встал вопрос противодействия вражеским аэропланам, а решить его без надлежащего вооружения самолетов было невозможно (радикальные меры вроде героического тарана, осуществленного П...

  • Новое поколение

    «Мессершмитт», с которым нашим летчикам пришлось познакомиться в Испании, принадлежал к новому поколению истребителей, которым суждено было вынести на своих плечах всю тяжесть Второй мировой войны. Помимо Bf 109, к нему принадлежали британские «Хо- укер» «Харрикейн» и «Супермарин» «Спитфайр», а также американские «Белл» Р-39 и «Кертисс» Р-40. Принадлежал к нему и советский Як-1 (и его многочисленные модификации)...

  • Рождение «сто девятого»

    Процесс строительства Люфтваффе в 30-е гг. отличался завидной планомерностью. Принятие на вооружение определенного типа самолета в большинстве случаев со-провождалось объявлением конкурса на его «сменщика»...

  • Опыт первых боев

    Раннее внедрение в Люфтваффе скоростного истребителя-моноплана (хотя, как мы видели, первые его модификации не были такими уж скоростными) позволило пилотам истребительной авиации отработать тактику его боевого применения. Бои в Испании показали, что ведение воздушного боя истребителей звеном-тройкой уже не соответствует требованиям времени и возможностям са-молетов. Более выгодным тактическим построением была пара (Rotte) и звено из двух пар (Schwarm). Такая тактика была разработана в течение 1938 г...

  • Советская альтернатива

    А что же происходило с советской истребительной авиацией в то время, как «мессершмитт» завоевывал господство в воздухе над Европой? В руководстве ВВС Красной армии длительное время господствовали довольно размытые взгляды на перспективный облик истребительной авиации — хотелось и того, и другого, и третьего. Хотя к началу 40-х гг. вполне очевидной тенденцией в ведущих авиационных державах стало внедрение скоростных истребителей-монопланов (в идеале — совмещающих высокие скоростные параметры с хорошей маневренностью), советские военные упорно держались за идею «разделения функций»...

  • Первый «Як»

    Изучая историю создания Як-1, трудно избежать па-раллелей с Bf 109. И А. Яковлев, и В...

  • Накануне войны

    По сути, полномасштабное производство и освоение Як-1 (такое обозначение было присвоено И-26 26 декабря 1940 г.) в войсках началось лишь в 1941 г. На тот год (с учетом корректировок и изменений плана) было предусмотрено производство в общей сложности 2406 истребителей Яковлева: 1100 должен был выпустить завод № 292,1096 — № 301, 200 — московский завод № 81 (с началом выпуска со II квартала) и 50 — завод № 83 в Хабаровске (начало выпуска — III квартал). Но, увы, реалии имели очень мало общего с планами...

  • «Барбаросса»

    Начало советско-германской войны истребители Мессершмитта и Яковлева встретили, находясь на совершенно разных этапах развития. Bf 109 имел за плечами шесть лет эволюции и почти пять — участия в боях. Конструкторы полной мерой использовали заложенный в «сто девятом» потенциал развития...

  • Тяжелый 1942-й

    Рубеж 1941—1942 гг. был нелегким как для вермахта, так и для Красной армии. Победа под Москвой отнюдь не означала, что враг сломлен...

  • Новинки в бою

    Весной 1942 г. командованию вермахта удалось переломить неблагоприятный для него ход боев на советско-германском фронте, стабилизировать положение и нанести ряд эффективных контрударов. Интенсивность боевого применения «ягдваффе» возросла, хотя увеличения численности задействованных на Восточном фронте истребительных групп не наблюдалось...

  • Переломный год

    Если в 1942 г. ключевым сражением не только для Восточного фронта, но и, пожалуй, для всей Второй мировой войны стала Сталинградская битва, то в 1943 г. таким сражением стала Курская дуга...

  • Кубанский экзамен

    Начало 1943 г. ознаменовалось временной передышкой на советско-германском фронте. Широкомасштабное наступление Красной армии стало постепенно затухать...

  • Курская битва

    Пытаясь переломить ситуацию на Восточном фронте в свою пользу, германское военно-политическое руководство уже с марта 1943 г. приступило к планированию будущей летней кампании. Ее главные события должны были разворачиваться на центральном участке фронта...

  • От обороны — к наступлению

    Операция «Цитадель» стала своеобразным катализатором для постепенной активизации боевых действий на всем советско-германском фронте. Уже в середине июля 1943 г. советские войска начали две крупные наступа-тельные операции — в районе Орла и с рубежа рек Северский Донец и Миус...

  • Вершина развития

    1944 г. ознаменовался дальнейшим развитием двух конструкций основных истребителей советско-герман- ского фронта — Bf 109 и самолетов Яковлева. Но если с советской стороны основные усилия были направлены на улучшение летно-тактических данных, то в Третьем рейхе эта задача отошла на второй план перед первоочередным требованием увеличения валового производства...

  • Освобождение

      спехи Красной армии во второй половине 1943 г., выход на линию Днепра и форсирование этой великой реки к началу 1944 г. создали благоприятные условия для освобождения Правобережной Украины. К тому времени ВВС Красной армии имели на советско-германском фронте более чем четырехкратное превосходство над противником: по состоянию на 1 января 1944 г...

  • Выводы

    Анализируя боевую работу истребительной авиации и качество самолетов-истребителей воюющих сторон, легко поддаться искушению оценивать их, исходя из соотношения побед/потерь. Такой подход является, пожалуй, самым очевидным, он буквально лежит на поверхности: мол, наши вон сколько супостата накрошили! Можно и приписать — врага не жалко... Только вот когда сопоставляешь победные реляции с данными о потерях противоположной стороны — нестыковки появляются...