Курская битваПытаясь переломить ситуацию на Восточном фронте в свою пользу, германское военно-политическое руководство уже с марта 1943 г. приступило к планированию будущей летней кампании. Ее главные события должны были разворачиваться на центральном участке фронта. Здесь предполагалось осуществить операцию «Цитадель», целью которой было окружение войск двух советских фронтов — Центрального и Воронежского — в Курском выступе. Расчет при этом во многом строился на достижении элемента внезапности, а также качественном превосходстве бронетанковой техники при мощной авиационной поддержке, что, по мнению немецкого командования, позволяло провести операцию в максимально сжатые сроки. Вновь была принята старая формула блицкрига — мощный авиаудар, короткая интенсивная артподготовка, вслед за которыми — массированный танковый удар при поддержке пехоты. Однако советское командование, заблаговременно раскрыв планы противника, постаралось встретить удар вермахта максимально подготовленным. Истребители эскадры JG 52 в районе Белгорода летом 1943 г.
К концу II квартала 1943 г. оба противника подошли с устойчиво возраставшим выпуском авиатехники: цеха советских заводов ежемесячно покидало 2900 самолетов, немецких — 2000. Впервые с начала Второй мировой войны численный состав Люфтваффе превысил отметку 7000 самолетов. Но если практически вся выпускаемая в СССР техника (плюс поставки по ленд-лизу) предназначалась для советско-германского фронта, то Германия, ведущая борьбу на нескольких театрах военных действий, вынуждена была направлять значительную часть вновь выпущенных машин в соединения Люфтваффе, противостоящие англо-американским союзникам в небе Западной Европы и Средиземноморья. Из-за этого численность Люфтваффе на Восточном фронте даже сократилась по сравнению с летом 1942 г. И в первую очередь это касалось истребительной авиации — с осени 1942 г. до июня 1943 г. с Восточного фронта в Западную Европу и Северную Африку отбыли семь истребительных авиагрупп. В итоге к моменту начала операции «Цитадель» немцы смогли сосредоточить в районе Курской дуги лишь восемь истребительных групп — примерно 340 самолетов. Северный и южный участки фронта пришлось оголить. Так, в районе Ленинграда действовала единственная группа II/JG 54, которая должна была еще прикрывать и смоленское направление! Чуть лучше дела обстояли на юге, где Люфтваффе поддерживались довольно значительными силами румынской авиации, но и здесь осталась лишь одна группа II/JG 52, усиленная словацким и хорватским отрядами. Из групп, сосредоточенных на Курской дуге, четыре (действовавшие в составе 6-го ВФ) были вооружены самолетами FW 190А, а на «мессершмиттах» летали четыре группы в 4-м воздушном флоте: II/JG 3, III/JG 3, I/JG 52 и III/JG 52. Пытаясь хоть как-то компенсировать численное превосходство советской авиации, германское командование предпринимало меры к интенсификации боевого применения. С этой целью истребительные группы пытались перевести на новый штат — 54 самолета, из них 36 боевых и 18 резервных; кроме того, еще 20 резервных самолетов должно было находиться в распоряжении командира эскадры. Благодаря этому решалась проблема «безлошадных» пилотов, временно остававшихся не у дел, пока их самолеты ремонтировались. Однако решение о переводе на новые штаты было принято буквально накануне начала немецкого наступления — 4 июля 1943 г., поэтому реализовать его попросту не успели. Все группы Bf 109 летали на «Густавах». Bf 109Е к тому времени не осталось даже в штурмовых группах, а немногочисленные Bf 109F-4 (наряду с идущими им на замену Bf 109G) все еще оставались в двух венгерских эскадрильях. Э. Хартман, абсолютный лидер по числу одержанных побед в Люфтваффе, у своего Bf 109G-6 Части «ягдваффе» начали получать самолеты новой модификации Bf 109G-6, но полностью ими успели перевооружить только группу I/JG 52. Остальные группы летали в основном на Bf 109G-4, получив в лучшем случае лишь пару звеньев Bf 109G-6. Последними 4 июля такие самолеты прибыли в II/JG 3 — в этой группе сохранялись не только Bf 109G-4, но и еще более старые Bf 109G-2. В общей сложности четыре группы располагали 153 «мессершмиттами» (четыре группы «фокке-вульфов» насчитывали 186 самолетов). Таким образом, истребительные части Люфтваффе, сосредоточенные на Курской дуге, были укомплектованы практически в соответствии со штатами (правда, старыми, не предусматривавшими резервных машин). Такое решение должно было обеспечить более тесное взаимодействие между истребителями и прикрываемыми штурмовиками. Именно в этой ипостаси «яки» могли показать себя в полной мере. Обратимся снова к воспоминаниям И. Кожемяко: «Будучи во всем средним истребителем, «як» был чертовски хорош в «непосредственном прикрытии» ударных машин, а в прикрытии именно Ил-2 «як» вообще был «королем». Советская истребительная авиадивизия должна была состоять из трех полков, но были дивизии четырех- и даже пятиполкового состава. Однако численность большинства частей до штата не дотягивала. К тому же не удалось избавиться от разнотипности самолетов. Более-менее однородными были лишь полки и дивизии, укомплектованные Ла-5, а вот в полках с «яками» могли встречаться машины двух и даже трех моделей. Так, в 273-й ИАД 16- й ВА два полка (163-й и 347-й) летали на смеси Як-7б и Як-9, а в третьем (157-м) эксплуатировались Як-1б, Як- 76 и Як-9. 1-я гвардейская ИАД той же воздушной армии имела 30-й и 67-й полки с «Аэрокобрами», а также 53, Большинство из них — 32 — летали на истребителях Яковлева (14 во 2-й ВА, 13 в 16-й и 5 в 17-й); кроме того, 737-й ИАП 221-й штурмовой авиадивизии (2-я ВА) летал на смеси Як-1, Як-7 и Ла-5. Доля наиболее современных Як-9 в составе истребительной авиации под Курском составляла всего 2,3%. Характерно, что по сравнению с боями на Кубани доля ленд-лизовских истребителей значительно уменьшилась — под Курском на них воевали лишь два упомянутых полка 1-й гвардейской ИАД. Остальные полки воевали на Ла-5. Несмотря на значительно больший количественный выпуск авиатехники в СССР, советские самолеты по сравнению с немецкими характеризировались существенно более низкой живучестью и долговечностью из-за широкого применения в конструкции древесины. Это усугублялось использованием неквалифицированной рабочей силы и низкокачественных материалов, что вело к некачественной сборке и нарушениям технологии. Как следствие — Валовое производство авиатехники в СССР сопровождалось таким же масштабным «валовым выпуском» летных кадров. И так же, как в случае с самолетами, качество молодого пополнения авиачастей оставляло желать лучшего. Налет многих молодых летчиков на боевых самолетах не превышал 15—20 часов, иногда составляя всего 5—8 часов, что было меньше даже самого минимального уровня. В противовес непростой кадровой ситуации, сложившейся в ВВС Красной армии, в Люфтваффе подготовка молодого пополнения оставалась на прежнем высоком уровне. Летчик-истребитель во время обучения в летной школе проводил в воздухе как минимум 200 часов, из них 20% — на самолете-истребителе. Да и в бой молодые пилоты «ягдваффе» вводились весьма осторожно — первое время они редко ввязывались в схватку, находясь в стороне и наблюдая за действиями своих старших товарищей. Развитию инициативы и необходимых навыков у молодежи способствовали и полеты с опытными «экспертами» на «свободную охоту». И, несмотря на то что в не-которых истребительных частях накануне Курской битвы насчитывалось до 40% молодых авиаторов, окончивших подготовку осенью прошлого года, уровень летной и тактической подготовки немецкого пополнения оставался Bf 109G-4 над Восточным фронтом Таким образом, накануне Курского сражения обе про-тивоборствующие стороны готовы были бросить в бой огромные воздушные армады, примерно равные по боевому потенциалу: существенному количественному превосходству ВВС Красной армии Люфтваффе могли противопоставить лучшее качество техники и летного состава, подготовленных к интенсивной боевой работе. Подготовка к Курской битве началась еще весной. 5 мая 1943 г. командующий ВВС Красной армии своей директивой приказал нанести ряд ударов по вражеским аэродромам с целью облегчить в дальнейшем завоевание господства в воздухе над Курским выступом. При этом по наземным целям действовали не только штурмовики, но и истребители. 6—7 мая несколько таких налетов выполнили силами 315-й ИАД, летавшей на Ла-5 и Як-7б. «Лавочкины» использовались в качестве ударных машин, а «яки» их прикрывали. Главными объектами ударов были аэродромы Орел и Солнцево. Согласно сообщениям советских пилотов, на земле удалось уничтожить 20 и повредить 15 вражеских самолетов. Собственные потери составили три Як-7б. В июне серия ударов по аэродромам была повторена. В частности, 315-я ИАД ата-ковала Карачев. Однако в целом налеты на аэродромы не принесли ожидаемого эффекта, и ослабить группировку Люфтваффе не удалось. Ранним утром 5 июля 1943 г. давно ожидаемая насту-пательная операция вермахта наконец началась. В первые часы наступления Люфтваффе наносили концентрированные удары по позициям советских войск. При этом истребители пытались блокировать районы действий бомбардировщиков, не допустив туда советскую авиацию. На северном фасе дуги эту тактику успешно применила группа III/JG 51, вооруженная «фокке-вульфами». Когда 18 «яков» из 157-го ИАП попытались прорваться к группе Ju 88, бомбившим советские войска, они были встречены патрулями FW 190А, находившимися на эшелонах от 2000 до 7000 м. Согласно отработанной тактике, ударная восьмерка советских истребителей сделала попытку пробиться к бомбардировщикам, но это удалось сделать лишь четырем машинам. Ведущий, Герой Советского Союза капитан В.Н. Залевский, по советским данным, смог сбить два «юнкерса», еще два самолета стали жертвами его ведомых. Но на выходе из атаки два «яка» стали жертвами вражеских истребителей, их пилоты вынуждены были прыгать с парашютами. Один из них — капитан Залевский — получил ранение в ногу и позднее скончался в госпитале. Другие десять самолетов вели бой с «фокке-вульфами», ценой повреждения четырех своих машин сбив девять FW 190. Но это — согласно данным штаба полка. Штаб корпуса после проверки сообщений от наземных наблюдателей засчитал летчикам 157-го ИАП три Ju 88 и два FW 190. По германским же данным, был потерян лишь один бомбардировщик и один истребитель! Немецкие истребители заявили о пяти сбитых самолетах, идентифицированных ими как МиГ-3 и ЛаГГ-3, но на деле 157-й ИАП потерял два самолета, а еще четыре были повреждены. На примере этого боя хорошо видно, насколько нелегко приходилось советским истребителям в боях против тактически грамотного противника. Дальнейшие события показали, что советское командование поначалу не могло ничего противопоставить концентрированным действиям вражеской авиации — несмотря на то что противник действовал большими группами, оно продолжало поднимать в воздух наряды по 6—8 истребителей. Они не только были не в силах предотвратить удары бомбардировщиков по наземным войскам, но и сами становились объектом ожесточенных атак вражеских истребителей. Так, группа из шести Як-1 и двух Як-7б 163-го ИАП в районе Малоархангельска была атакована двумя десятками FW 190. За 40 минут Именно Курская битва стала первым сражением, где в незначительных пока количествах применялись Як-9Т (два таких самолета имелось в 53-м и восемь в 54-м гвардейских ИАП). В сражении на Курской дуге пилоты Як-9Т записали на свой счет пять сбитых самолетов противника (в т.ч. два FW 190) ценой потери трех своих машин. Были отмечены некоторые недостатки вооружения: большая дальность разрыва снаряда (4000 м, а требовалось 1000—1200 м), неэффективность кольцевого прицела, низкий темп стрельбы. Из-за возросшей массы скороподъемность и горизонтальная маневренность Як-9Т были хуже, чем у стандартного Як-9. Тем не менее на малых и средних высотах, характерных для советско- германского фронта, Як-9Т оказался вполне боеспособным истребителем. Исходя из опыта первых боев было рекомендовано применять истребители с 37-мм пушками в составе смешанных групп с обычными Як-1/7/9 — благодаря этому удавалось совмещать огневую мощь и ма-невренность. Впоследствии мощная пушка, стоявшая на Як-9Т, пришлась как нельзя кстати в борьбе с FW 190А. Эти истребители с мотором воздушного охлаждения, устойчивым к боевым повреждениям, при встрече с «яками» охотно шли в лобовую атаку. Но когда немцы оценили, насколько сокрушителен огонь Як-9Т, по возможности стали избегать идти в лобовую на все истребители Яковлева, так как из-за внешней схожести отличить их в воздухе, особенно издалека, было трудно. Характерно, что под Курском Як-9Т воевали еще до официальных войсковых испытаний: таковые были проведены на Центральном фронте с 20 июля по 21 августа 1943 г. Участвовавшие в них летчики на 34 самолетах Як-9Т провели 78 воздушных боев, записав на свой счет 49 сбитых самолетов (в т.ч. 20 FW 190А и один Bf 109G). А вот в 1-й гвардейской ИАД новые Як-9 не прижились — осенью 1943 г. ее полки полностью перевооружили «Аэрокобрами». Командирский вариант Bf 109G-6/Y отличался улучшенным радиооборудованием Для компенсации потерь пришлось срочно передать в 16-ю воздушную армию из состава 15-й ВА Брянского фронта 234-ю ИАД, располагавшую 87 самолетами Як-7б. Однако в боевую работу эта дивизия включилась только 9 июля. К тому же командование поначалу ввело в бой лишь два полка дивизии, третий придерживая в резерве. Укомплектованное молодыми пилотами и передислоцированное на незнакомые аэродромы соединение понесло серьезные потери в первый же день участия в битве. Совершив 79 боевых вылетов, пилоты 234-й ИАД, как ни странно, ни разу не встретились с противником — не было зафиксировано ни одного воздушного боя. Но из-за потери ориентировки восемь летчиков совершили вынужденные посадки, при этом пять «яков» было разбито. Еще два истребителя не вернулись из полета по неустановленным причинам. 10 июля, действуя уже в полном составе, дивизия провела 11 воздушных боев, лишившись 15 самолетов. По докладам летчиков, они сбили 22 FW 190А и одного Bf 109G. Вследствие потерь, уже 11 июля, на третий день участия в боях, количество боевых вылетов, выполненных 234-й ИАД, уменьшилось наполовину. В трех воздушных боях было потеряно 9 истребителей, а сбито (по докладам летчиков) 9 FW 190А и два Ju 87. Эта хронология показывает, насколько трудно приходилось молодым пилотам в боях высокой интенсивности: за три дня дивизия лишилась 36% самолетов. Количество же заявленных побед не подтверждается немецкими данными: например, 11 июля 6-й воздушный флот потерял всего пять самолетов — два FW 190, два Ju 87 и один Ju 88. А между тем противостоящие 16-й ВА истребители 6-го воздушного флота, несмотря на неделю боев, продолжали демонстрировать высокую ре-зультативность в воздушных боях при относительно низких потерях (с 5 по 11 июля было потеряно 24 FW 190). Советская же 16-я ВА за ту же неделю лишилась 55% истребителей. На одну потерю самолета-истребителя приходилось всего 13 самолето-вылетов. Як-1 №4492 Е.В. Будановой
В утренних налетах на немецкие аэродромы участвовали 100 штурмовиков и 196 истребителей из состава 2-й и 17-й ВА. Поднятым на перехват «мессершмиттам» в нескольких случаях удалось отсечь истребители сопровождения и нанести штурмовикам тяжелые потери еще на подходах к целям. Из налета не вернулись 33 Ил-2 (включая потерянные при столкновениях и вынужденных посадках). Пилоты Bf 109G записали на свой счет порядка 120 воздушных побед при несущественных собственных потерях: так, наиболее успешно действовавшая группа II/JG 3 (27 заяв-ленных побед) лишилась только одного «Густава». Причинами разгрома ударной группировки стали потеря фактора внезапности (немецкие радары обеспечили обнаружение советских самолетов на дальности до 130—150 км) и отсут-ствие надлежащего взаимодействия штурмовиков с истре-бителями прикрытия. Так, при ударе по аэродрому Микоя- новка самолетов 241-го ШАП прикрывавшие их 18 «яков» 737-го ИАП были оттеснены немецкими истребителями и со штурмовиками остался единственный самолет командира полка майора Барчука. Итогом стала потеря семи из 18 участвовавших в налете Ил-2 и трех Як-7б. Единственным в то утро удачным налетом стал удар по харьковскому аэродрому Сокольники, в котором участвовало 30 Ил-2 из 292-й ШАД и 23 Як-1 из 270-го ИАП. Следуя под мощным эскортом «яков», штурмовики практически беспрепятственно атаковали цель, уничтожив на земле 15 самолетов и повредив еще восемь. Единственными собственными потерями стали два Ил-2, столкнувшихся в воздухе. На обратном пути истребители пресекли все попытки «мессершмиттов» прорваться к штурмовикам — именно здесь отлично про-явились качества Як-1 как идеальной машины для сопро-вождения «илов». Серийный Як-9 на испытаниях в НИИ ВВС
Первыми их встретили те истребители, которые уже находились в воздухе с задачей блокировки вражеских аэродромов. В частности, так действовали 12 Як-1 из 27-го ИАП, встретившие противника в районе Гостищево-Верхопенье на высоте 2400 м. По советским данным, в завязавшемся бою было сбито 6 самолетов противника (в т.ч. два Bf 109G) и потерян один «як». Вскоре подтянулись поднятые по тревоге истребители других полков. В частности, восьмерка Як-7б из 508-го ИАП сбила три Не 111Н, потеряв один свой самолет. В дальнейшем над южным фасом Курской дуги развернулись ожесточенные воздушные бои с участием десятков самолетов с обеих сторон. И Люфтваффе, и ВВС Красной армии пытались наносить бомбовые и штурмовые удары по наземным войскам противника, так что истребителям было много работы. В большинстве случаев «ягдваффе» умело создавала количественное превосходство на локальных участках — благодаря вы сокой интенсивности боевой работы казалось, что «Густавы» были везде. Это позволяло добиваться заметных успехов — так, во второй половине дня 5 июля в районе Бутово девятка Пе-2 из состава 854-го БАП, шедшая в сопровождении шести Ла-5 из 4-го ИАК, была атакована «мессершмиттами» из II/JG 3 и III/JG 52. Первая группа из десяти «Густавов» оттеснила истребители сопровождения, а затем на бомбардировщики снизу и сверху сзади набросились еще три группы «мессеров». Итог оказался трагическим: истребители сбили шесть «пешек», а седьмая стала жертвой зениток. В общем, во второй половине дня обстановка складывалась не в пользу советской авиации — действуя крупными группами, «мессершмит- ты» пытались блокировать районы действия своих бомбардировщиков, нацеливаясь на перехват вражеских истребителей на подходе к линии фронта. Командование 2-й ВА вынуждено было ввести в бой из резерва 302-ю ИАД, одновременно отдав истребителям приказ не искать встречи с вражескими истребителями, идти на передний край и уничтожать вражеские бомбардировщики. Однако при этом не оставалось сил для сопровождения соб-ственных ударных самолетов, что немедленно сказалось на их активности. Так, 1-й бомбардировочный авиакорпус должен был прекратить боевые вылеты, возобновив их лишь 12 июля! Но и для «ягдваффе» первый день Курской битвы на южном ее фасе отнюдь не был легкой прогулкой. Четыре действовавшие здесь истребительные группы потеряли 17 Bf 109G, еще несколько машин пришлось отправить в ремонт. Список потерь содержит фамилии многих известных асов. Разбили свои самолеты на вынужденных посадках после повреждений, полученных в бою, такие опытнейшие пилоты, как Вальтер Крупински (Walter Krupinsky; 197 побед) и Ганс Шлееф (Hans Schleef; 99 побед). Были ранены и также разбили свои истребители Карл Шумахер (Karl Schumacher; 56 побед) и Йозеф Шютге (Joseph Shutte; 40 побед). Пропал без вести Вильгельм Хаусвирт (Wilhelm Hauswirth; 54 победы). В то же время достигнутые немецкими истребителями успехи впечатляли. Из 260 советских самолетов, сбитых за 5 июля, 220 считались уничтоженными в воздушных боях. Наибольших успехов добился гауптман Йоханес Визе (Johannes Wise) из группы I/JG 52, сбивший за день 12 советских штурмовиков. Кроме него, еще три немецких пилота записали на свой счет по 7—8 побед. Далеко не все эти победные реляции подтверждаются данными противоположной стороны — в действительности действующие на южном фасе Курской дуги 2-я и 17-я ВА лишились 159 самолетов (83 — 2-я ВА и 76 — 17-я). 8-й авиакорпус Люфтваффе потерял 39 самолетов, в то время как, по советским данным, его потери достигли 183 машин (из них 127 записали на боевой счет истребителей). В общем же 5 июля отличалось высоким накалом боев в воздухе: 2-я и 17-я ВА совершили 1768 боевых вылетов, а 4-й ВФ — 2387. Но при этом советские воздушные армии располагали при мерно 1700 самолетами, а немецкий воздушный флот — около 1040. То есть интенсивность боевого применения Люфтваффе была гораздо выше. Интересно отметить и другой факт: «мессершмитты» выполнили 359 боевых вылетов, т.е. всего 15% вылетов 4-го ВФ. А, скажем, во 2-й ВА на долю истребителей пришлось около половины всех боевых вылетов. Тем не менее господство в воздухе советским ВВС установить не удалось. Як-9 на полевом аэродроме
В последующие дни на южном фасе Курской дуги про-должалась интенсивная боевая работа авиации обеих сторон, хотя накал ее несколько снизился — так, «Густавы» 8-го авиакорпуса выполняли ежедневно в среднем около 250 боевых вылетов. В общей сложности за первые пять дней битвы Bf 109G совершили 1386 боевых вылетов, заявив 471 воздушную победу и потеряв 51 свой истребитель. То есть одна потеря приходилась на 27 боевых вылетов — очень высокий показатель для Люфтваффе. Достаточно сказать, что для действующих на северном фасе Курской дуги истребителей FW 190А одна потеря приходилась примерно на 40 боевых вылетов. При этом «мессершмитты» по-прежнему основное внимание уделяли обеспечению действий ударных самолетов, но не путем непосредственного сопровождения, как это практиковалось в советских ВВС, а методом изоляции района боевых действий от истребителей противника. В то же время советская истребительная авиация, понесшая серьезные потери в первые же дни сражения, не могла эффективно противодействовать Люфтваффе. Например, в 5-м ИАК 8 июля смогли подняться в воздух лишь 32 Ла-5 и 27 Як-1 и Як-7б. То есть на четвертый день сражения авиакорпус, имевший в своем составе семь истребительных полков, действовал лишь силами, эквивалентными двум полкам... Но в отличие от Люфтваффе, не располагавшими серьезными резервами, ВВС Красной армии имели воз
|
Катушка зажигания polo sedan купить катушка зажигания поло седан 1.6 купить.