Авиация и самолёты
   
поиск по сайту
  • Воздушные сражения 1941-1942 гг

    И-16 на своих крыльях вынес всю тяжесть воздушных сражений 1941-1942 гг. Иногда приходится читать, что критическое положение с авиацией, сложившееся летом-осенью 1941 г. объясняется тем, что на фронте было мало самолетов новых типов...

  • И-16 СПБ

    Постепенно у руководства возобладало мнение, что применение «звена» для сопровождения бомбардировщиков и в системе ПВО не принесет ощутимого эффекта. Поэтому в 1938 г. В.С.Вахмистров предложил использовать И-16 в составе «звена» в качестве пикирующих бомбардировщиков...

  • И-16 в качестве подвесных самолетов

    Необходимо отметить еще одну сферу применения И-16 - в качестве так называемых составных или подвесных самолетов. Подцепка И-16 под крылом ТБ-3 Еще в 1930 г. летчик и конструктор B.C.Вахмистров пришел к мысли о том, что для повышения радиуса действия истребителей, эффективного сопровождениябомбардировщиков возможно разместить на тяжелом бомбардировщике несколько истребителей, которые, стартуя в воздухе, смогли бы выполнять свои задачи. Первоначально идея отрабатывалась на самолете ТБ-1 с устанавливаемыми на нем сверху истребителями И-4, затем И-5...

  • И-16 тип 29

    И-16 тип 29 создавался как эталон 1940 года И-16 с мотором М-63. Первый экземпляр № 2721Г95 - переделанный из И-16 тип 27 - проходил заводские испытания с 8 по 16 февраля 1940 г. Государственные испытания начались с 27 августа 1940 г. Истребители И-16 тип 29 Главная особенность его конструкции - синхронное вооружение, состоящее из двух пулеметов ШКАС и одного БС - была обусловлена рекомендациями ВВС, сделанными в конце 1939 г...

  • И-16 тип 24

    Летные испытания бронированных козырьков с 19 по 22 февраля 1940 г. проводили летчики 19-го ИАП, входившего в состав 54-й ЛАБ, капитаны Работкин и Цурбанов. Работкин летал на И-16 тип 18 с бортовым номером 193, а Цурбанов - на И-16 тип 10 с номером 106...

  • И-16 тип 18

     Появление новых моторов М-62 с номинальной мощностью у земли 830 л.с. (взлетной 960 л.с.) и 800 л.с. на высоте 4200 м, а также М-63 с максимальной мощностью у земли 920 л.с...

  • Установка турбокомпрессоров

    Другим направлением развития И-16, разрабатывавшимся на заводе № 156, было создание высотных модификаций; по мнению военных специалистов грядущая война в воздухе будет вестись в широком диапазоне высот. И-16В с двумя турбокомпрессорами ТК-1 в сборочном цехе завода № 156 4 апреля 1937 г. Н.Н.Поликарпов направил письмо заместителю наркома НКОП и начальнику Первого главного управления НКОП М.М.Кагановичу с просьбой разрешить начать работы по герметичным резиновым кабинам для И-15 и И-16 с турбокомпрессорами [93]. Хотя основные усилия были сосредоточены на создании упомянутых кабин для И-15, каждая из них «прикидывалась» и для И-16. К установке турбокомпрессоров на И-16 Николай Николаевич приступил после назначения его главным конструктором завода № 156...

  • И-16ПС, И-16 тип 17

    В августе 1938 г. на заводские испытания вывели И-16ПС (заказ 499), переделанный из И-16 № 521570 и вооруженный двумя 20-мм синхронными пушками ШВАК. Испытания проходили долго, так как конструкцию синхронизаторов еще не отладили...

  • И-16ШВС

    В 1935 г. Шпитальный и Владимиров разработали 12,7-мм пулемет ШВАК (Шпитальный, Владимиров авиационный, крупнокалиберный). В 1936 г...

  • И-16 модификации

    До сих пор по машине И-16 во всех ее модификациях не существует эталонных чертежей. Нет полных комплектов калек и конструкторских комплектов синек. При переходе от одной модификации к другой завод не создавал полного комплекта чертежей на эту машину, а приспосабливал старые чертежи.....

  • Проект И-167

    Проект И-167 представлял собой развитие И-166, но вместо капота с юбкой на самолете предполагалось использовать разработанный Поликарповым другой оригинальный капот. Он имел перемещающуюся по направляющим сдвижную заднюю часть. При этом изменялась площадь выходной щели капота, что позволяло регулировать охлаждение мотора...

  • И-166

    Из других опытных разработок 1937 г. отметим И-166 и И-167. Несмотря на то, что их проектировали как модификации И-16, Николай Николаевич придавал большое значение их постройке и испытанию, поскольку разработанные для них новые капоты можно было использовать в более перспективных машинах. И-166 проектировался как легкий истребитель с мотором М-25Е, оснащенный кольцевым маслорадиатором и «кольцевым» капотом, т.е...

  • И-16бис И-165

    Основной упор в опытном строительстве на заводе № 21 Поликарпов сделал на И-165. Самолет являлся глубокой модификацией И-16, поэтому в документации он часто обозначался как И-16бис. Первоначально предполагалось установить на него мотор М-25Е, но в июне 1937 г., когда выяснилось, что М-25Е не будут строить серийно, Николай Николаевич переработал проект под другой новый опытный мотор - М-62. Для И-165 спроектировали новое крыло с жесткой обшивкой, несколько измененный фюзеляж, капот, шасси с масляно-пневматической уборкой, кольцевой маслорадиатор...

  • И-164

    Для Поликарпова такой такой ход событий вряд ли являлся неожиданностью. Еще в 1935-1936 гг. он ратовал за разработку глубокой модификации И-16, а в перспективе и за создание для его замены новой боевой машины...

  • И-16 тип 10

    В 1938-1939 гг. И-16 тип 10 численно преобладал среди других модификаций И-16. Машины первых серий из-за нехватки моторов М-25В иногда оснащали и М-25А...

  • И-163

    Вскоре на заводе № 21 развернулось проектирование модификаций истребителя И-16, а также новых машин - И-163, И-164, И-165, И-166, И-167. Истребитель И-163 И-163 представлял собой эталон завода на 1937 г., оснащенный высотным мотором М-25Е. Этот двигатель разработали в КБ А.Д.Швецова по типу мотора Райт «Циклон» F-54. У земли он развивал мощность 590 л.с...

  • Дальнейшее развитие

    Для того чтобы лучше понять последующие события, вернемся в 1935 год и рассмотрим обстановку, которая складывалась в ЦКБ и на заводе № 39. Реорганизация, проведенная там по указанию ГУАПа, фактически сделала должность начальника ЦКБ ненужной, поставив начальников конструкторских бригад в прямую зависимость от директора завода. Опытное производство, оторванное от конструкторов, постепенно стало переходить на выпуск серийной продукции...

  • УТИ-3 с мотором М-58МН

    С конца 1935 г. на заводе №21 под руководством Боровкова начали проектировать новый учебно-тренировочный самолет УТИ-3 с мотором М-58МН. В марте 1936 г...

  • И-16 тип 9

    В том же 1936 г. под руководством А.А.Боровкова спроектировали вариант И-16 с шестью пулеметами ШКАС в крыле, которые могли поворачиваться в вертикальной плоскости вниз на 9" для обстрела наземных целей. Все остальные элементы конструкции соответствовали И-16 тип 5...

  • И-16 тип 6

    В начале 1937 г. для повышения боевой эффективности И-16 в Испании по личному указанию Я.И.Алксниса серийное КБ завода №21 под руководством А.А.Боров-кова в спешном порядке, всего за неделю, разработало документацию по установке на И-16 тип 5 синхронного пулемета в дополнение к двум крыльевым. Синхронизатор разработали конструкторы В.Н.Салищев, К.Н.Руднев, В.П.Котов, его стендовые испытания завершились к концу 1936 г...

  • И-16 тип 12

    В серийном производстве на заводе № 21 И-16П получил обозначение И-16 тип 12. В августе-сентябре 1937 г. летчик С.П.Супрун провел госиспытания головного экземпляра (заводской номер 12219) с 2 пушками ШВАК и 2 пулеметами ШКАС в крыле...

  • И-16П (другие обозначения - ЦКБ-12П, ЦКБ-46)

    Шел 1937 год. По стране развернулась шумная кампания борьбы с «врагами» советской власти. В итоге репрессиям подверглись и Мирошников, и руководство ВВС. Опытный экземпляр истребителя И-16П...

  • ЦКБ-18 с двигателем М-25

    Н.Н.Поликарпов в инициативном порядке продолжил работы над проектом истребителя-штурмовика ЦКБ-18, но уже с двигателем М-25. В 1935 г. началась постройка небольшой серии крупнокалиберных пулеметов ШВАК (12,7 мм), спроектированных на базе конструкции пулеметов ШКАС, а также сделаны первые шаги по созданию на этой основе 20 мм пушек ШВАК (опытная партия выпущена в 1936 г.)...

  • ЦКБ-29

     Разрабатывая проект установки мотора Гном-Рон К-9 на И-16, Николай Николаевич не ограничился только вопросами смены двигательной установки, а попытался улучшить аэродинамику машины. Для этой цели у ЦКБ-29, который предполагалось выполнить в рамках традиционных для И-16 решений, заголовник был практически параллелен строительной оси самолета, введены другие улучшения. Появление новой и более совершенной модификации двигателя Гном-Рон К-14 сделало работу над ЦКБ-29 с К-9 ненужной...

  • И-16: ЦКБ-29

    Низкое качество остекления кабины ухудшало обзор, столь важный в бою, и вызывало нарекания летчиков, участвовавших в боевых действиях. Об этом, в  частности, в начале февраля 1937 г. докладывал начальнику ВВС Алкснису Герой Советского Союза С.А.Черных...

  • «Чжун 28 - Цзя» (28-1)

    Летом 1937 г. война вспыхнула на другом конце земли. 7 июля 1937 г., спровоцировав конфликт на мосту Лугоуцяо близ Пекина, японская военщина начала войну против Китая...

  • И-16Е

    Отремонтированные и вновь построенные самолеты несколько отличались от исходного прототипа. Стоит отметить разработанную на испанских заводах интересную модификацию И-16Е. Буква в обозначении машины означала сокращение слова Espana - Испания...

  • И-16 тип 6

    Истребители, предназначенные для отправки в Испанию, собирались более тщательно, чем обычно. Для того, чтобы выделить их из массы самолетов, предназначенных для «внутреннего» применения, им присваивалось обозначение «тип 6». По опыту войны в конструкцию машин вносились изменения...

  • И-16 в сражениях

    И-16 прошел через многие сражения. Когда разгорелось пламя гражданской войны на Пиренейском полуострове, в числе самолетов, посланных советским правительством в Испанию, были и И-16 тип 5. Первая партия (31 самолет) прибыла морем в порт Аликанте в конце октября 1936 г...

  • УТИ-4 с мотором М-25А

    В 1936 г. появился еще один учебно-тренировочный самолет - УТИ-4 с мотором М-25А. Он отличался от УТИ-2 двигателем, капотом, выполненным по образцу И-16 тип 5, некоторыми изменениями в конструкции...

  • И-16 тип 5 с двигателем М-25А

    С 1937 г. И-16 тип 5 стали выпускать с двигателем М-25А, мощность которого у земли равнялась 650 л.с. и 730 л.с...

  • И-16 тип 4 с М-25

     В то же время в стране имелся истребитель И-16, не только не уступавший, но и превосходивший с мотором Райт «Циклон» F-3 И-14 по летным характеристикам. Но из-за непонятной позиции ВВС этот вариант не выпускался серийно. По представлению наркома обороны Ворошилова вопрос об И-16 с мотором Райт «Циклон» F-3 (М-25) в июле 1935 г...

  • Опытные и первые серийные истребители И-16

    Опытные и первые серийные истребители И-16 проходили разносторонние испытания до конца 1934 г. Большую роль в доводке машины сыграл В.П.Чкалов. Однажды на посадке у И-16 сломался боковой подкос шасси...

  • И-16 с мотором М-58

    В конце 1934 г. ВВС выдали официальное задание на проектирование модификации И-16 с мотором М-58. Тогда же приняли решение закупить во Франции партию моторов фирмы Гном-Рон «Мистраль-Мажор» серии К-9...

  • ЦКБ-18 с мотором М-22

    С марта 1934 г. Н.Н.Поликарпов проектировал на основе серийного И-16 одноместный истребитель-бомбардировщик и штурмовик ЦКБ-18 с мотором М-22. На самолете было четыре пулемета ПВ-1: два в центроплане и два в консолях крыла, не ометаемых диском винта...

  • ЦКБ-12бис

    Передача ЦКБ-12бис 7 сентября 1934 г. в Щелково на государственные испытания не вызвала энтузиазма у руководства ВВС - там считали машину лишней, ненужной. Испытания продолжались до 12 октября...

  • И-14 дублер (И-14бис)

    В марте следующего года начались госиспытания самолета И-14 дублер (И-14бис). Их проводил летчик А.И.Филин. Эта машина отличалась от предыдущей модификации двигателем Райт «Циклон» F-2, гладкой металлической обшивкой крыла, конструкцией шасси (с узкой колеей)...

  • Серийное производство

     Чертежи истребителя еще до описываемых событий, в марте-апреле 1934 г., направили на завод №21. Туда для их согласования 8 марта 1934 г. откомандировали инженера бригады № 2 Л.П.Короткова...

  • ЦКБ-12 с мотором М-22

    Дальнейшая история И-16 (ЦКБ-12) развивалась следующим образом. Для передачи самолета на госиспытания требовалось заключение экспертов о возможности выхода самолета из штопора. С 17 января по 21 февраля 1934 г...

  • ЦКБ12 с двигателем Райт «Циклон» F-2

    8 января 1934 г. Поликарпов подписал программу летных испытаний. В январе 1934 г...

  • ЦКБ-12

    В июне 1933 г. завершилась разработка эскизного проекта самолета, получившего «фирменное» обозначение ЦКБ-12. В его конструкции предполагалось использовать двигатели Райт «Циклон» SGR-1820 F-3 или F-5...

  • И-14

    Выпущенный на испытания И-14 имел цельнометаллическую конструкцию, но своеобразную, свойственную переходному периоду в развитии отечественной авиации. Лонжероны крыла были ферменные из труб, нервюры, шпангоуты из профилей. Фюзеляж и киль имели гладкую металлическую обшивку, крыло и оперение -гофрированную...

  • И-16

    С начала 1933 г., параллельно с разработкой истребителя И-15, Н.Н.Поликарпов в инициативном порядке проектировал еще один самолет - истребитель И-16. Как уже упоминалось, Николай Николаевич сделал его первые наброски, находясь в ЦАГИ, в мае-июле 1932 г. Предварительный вариант эскизного проекта был готов к концу 1932 г...




https://sdi.red драйвера.