Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

И-16 тип 29

И-16 тип 29 создавался как эталон 1940 года И-16 с мотором М-63. Первый экземпляр № 2721Г95 - переделанный из И-16 тип 27 - проходил заводские испытания с 8 по 16 февраля 1940 г. Государственные испытания начались с 27 августа 1940 г.

Истребители И-16 тип 29

Главная особенность его конструкции - синхронное вооружение, состоящее из двух пулеметов ШКАС и одного БС - была обусловлена рекомендациями ВВС, сделанными в конце 1939 г. по новому стандарту вооружения, согласно которому в качестве основного оружия на истребителях должны устанавливаться крупнокалиберные пулеметы Березина. Предполагалось, что путем замены ствола в дальнейшем удастся быстро создать при тех же габаритах пушку, превосходящую ШВАК, и ее можно будет довольно просто установить вместо БС на боевых самолетах.

Крупнокалиберный пулемет БС крепился снизу фюзеляжа к лонжеронам крыла. При этом учитывался опыт разработки опытных модификаций И-16 с двумя синхронными ТКБ-150 и ШВАК.

В связи с установкой пулемета в конструкцию И-16 ввели следующие изменения:

1) Для того, чтобы увеличить расстояние между колесами в убранном положении, высота шасси уменьшена на 32 мм. Соответственно укорочены боковые и задние подкосы шасси.

2) Поставлен новый бензиновый бак емкостью 240 л, изменено расстояние между рамами (шпангоутами) № 1 и № 2 для размещения бензобака.

3) Поставлена новая нулевая нервюра и нервюра № 3. Конструкция нервюр № 1 и № 2 изменена.

4) Изменена конструкция пола кабины. 

5) В нижней части фюзеляжа уставлены узлы крепления пулемета БС и закрывающий его обтекатель.

5) Изменены куполы под шасси.

6) Масляный радиатор убран с низа фюзеляжа и поставлен с правой стороны, сзади четвертого цилиндра мотора. Патрубок, подводящий охлаждающий воздух, пропущен между четвертым и пятым цилиндрами мотора; патрубок, отводящий воздух из радиатора, выведен к вырезу на правой боковой крышке капота снизу у перехода на центроплан. Вырезано окно на кольце капота между окнами четвертого и пятого цилиндров мотора под подводящий патрубок маслорадиатора.

7) Сняты крыльевые пулеметы.

8) Усилена ручка управления самолетом.

9) Установлена приборная доска с фалыипанелью для мягкого и равномерного освещения приборов.

10) Выполнены другие, более мелкие доработки [116].

Самолет быстро, после завершения лишь первого

этапа заводских испытаний, запустили в серийное производство.

25 мая 1940 г. Комитет Обороны (КО) СССР издал постановление о том, что «во II полугодии 1940 года заводу № 21 для ГУАС КА надлежит сдать 110 самолетов И-180 М-88 и оставить в производстве только самолет И-16 типа «29», самолеты типа «24» и «28» с производства снимаются» [117].
И-16 тип 29 выпускали в вариантах, отличающихся друг от друга установкой радиостанции, ракетного оружия, подвесных баков, фотокинопулемета ПАУ-22. Вес машины, естественно, несколько возрос и находился в пределах от 1900 кг до 2115 кг. Предполагалось, что все И-16 тип 29 будут оснащаться радиостанцией, но на практике такое указание не выполнили.

На госиспытаниях И-16 тип 29 №292116 при взлетном весе 1940 кг (без радиостанции, PC, подвесных баков) показал максимальную скорость у земли 419 км/ч и 470 км/ч на границе высотности, а с радиостанцией, при взлетном весе 1966 кг - соответственно 408 км/ч и 461 км/ч, т.е. ниже, чем опытный И-16 тип 24, несмотря на лучшую аэродинамику [118]. Причина кроется в недостаточно хорошем производственном исполнении самолета, в нестабильных характеристиках мотора, в пониженном КПД винта (особенно на второй границе высотности). При сохранении КПД винта на уровне 72 % максимальная скорость истребителя составила бы 505-510 км/ч.

Летом 1940 г. ВВС предложили заводу № 21 рассмотреть вопрос об установке на И-16 тип 29 более мощного редукторного мотора М-64Р с удлиненным валом, нового винта и капота. Предварительный проект такой модификации разработали в КБ Н.Н.Поликарпова еще в начале 1940 г. Постройка не состоялась по тем же причинам, что и в случае с И-16 тип 24.

Приемка И-16 тип 29 началась с июля 1940 г. (за 1940 г. выпустили 570 машин) и продолжалась в 1941 г. ВВС рассматривали И-16 типов 18, 24, 27, 28, 29 как полноценные боевые машины. В августе 1940 г. в ВВС насчитывалось 248 И-16 с М-62 и 1097 И-16 с М-63, в сентябре - 250 И-16с М-62 и 1305 с М-63 [119, 120].

Авиационные полки, дислоцировавшиеся в северных регионах (Карелия, Мурманская область), на И-16 тип 29 не перевооружались: особенности конструкции самолета исключали установку убираемых в полете лыж.

Качество и надежность машин по-прежнему не удовлетворяли заказчика. 8 августа 1940 г. заместитель начальника 2-го управления ГУ ВВС КА писал помощнику начальника ВВС генерал-лейтенанту Астахову о том, что продолжается выпуск И-16 со следующими дефектами: 1) излом подкосов моторамы; 2) изгиб мягких тяг управления дросселем; 3) обрыв в воздухе выхлопных патрубков и т.д. «На рекламации частей завод № 21 реагирует слабо», - говорилось в документе [121].

Моторы М-63 также имели нестабильные характеристики, низкую надежность. 5 сентября 1940 г. последовал приказ о запрещении эксплуатации М-63 «из-за заклинивания с проворачиванием фиксирующей втулки главного шатуна» [122[. Только после этого КБ А.Д.Швецова и моторный завод № 19 в спешном порядке начали внедрять в производство М-63 соответствующие доработки.

Чтобы использовать парк машин, ВВС дали указание эксплуатировать моторы М-63 на режимах пониженной мощности, т.е. на режимах мотора М-62. В связи с этим в октябре-ноябре 1940 г. провели специальные летные испытания И-16 тип 29 № 292116. Они показали, что максимальная скорость снижается на 3-4%, а время набора высоты 5000 м увеличивается до 6,7 мин. Потолок не изменился.

В результате предпринятых двигателестроителями мер с декабря 1940 г. производство М-63 было восстановлено, а с завода в части и ремонтные базы ВВС направили для замены доработанные детали и агрегаты мотора.

С октября 1940 г. все серийные истребители, выпускаемые авиапромышленностью СССР, в обязательном порядке оснащались подвесными баками.

7 декабря 1940 г. последовал приказ о прекращении производства И-16 и о переводе авиазаводов №21 и № 153 на постройку истребителей ЛаГГ-3. Последние 81 И-16 тип 29 достраивались заводом № 21 и сдавались заказчику уже в 1941 г.

К началу Великой Отечественной войны И-16 разных типов все еще численно преобладали среди других истребителей ВВС СССР.

 






Подробности разработка мобильных приложений на заказ у нас.