И-16 тип 29И-16 тип 29 создавался как эталон 1940 года И-16 с мотором М-63. Первый экземпляр № 2721Г95 - переделанный из И-16 тип 27 - проходил заводские испытания с 8 по 16 февраля 1940 г. Государственные испытания начались с 27 августа 1940 г. 
.jpg)  
Истребители И-16 тип 29 
 
Главная особенность его конструкции - синхронное вооружение, состоящее из двух пулеметов ШКАС и одного БС - была обусловлена рекомендациями ВВС, сделанными в конце 1939 г. по новому стандарту вооружения, согласно которому в качестве основного оружия на истребителях должны устанавливаться крупнокалиберные пулеметы Березина. Предполагалось, что путем замены ствола в дальнейшем удастся быстро создать при тех же габаритах пушку, превосходящую ШВАК, и ее можно будет довольно просто установить вместо БС на боевых самолетах. 
 
Крупнокалиберный пулемет БС крепился снизу фюзеляжа к лонжеронам крыла. При этом учитывался опыт разработки опытных модификаций И-16 с двумя синхронными ТКБ-150 и ШВАК. 
 
В связи с установкой пулемета в конструкцию И-16 ввели следующие изменения: 
 
1)	Для того, чтобы увеличить расстояние между колесами в убранном положении, высота шасси уменьшена на 32 мм. Соответственно укорочены боковые и задние подкосы шасси. 
 
2)	Поставлен новый бензиновый бак емкостью 240 л, изменено расстояние между рамами (шпангоутами) № 1 и № 2 для размещения бензобака. 
 
3)	Поставлена новая нулевая нервюра и нервюра № 3. Конструкция нервюр № 1 и № 2 изменена. 
 
4)	Изменена конструкция пола кабины.  
5) В нижней части фюзеляжа уставлены узлы крепления пулемета БС и закрывающий его обтекатель. 
 
5)	Изменены куполы под шасси. 
 
6)	Масляный радиатор убран с низа фюзеляжа и поставлен с правой стороны, сзади четвертого цилиндра мотора. Патрубок, подводящий охлаждающий воздух, пропущен между четвертым и пятым цилиндрами мотора; патрубок, отводящий воздух из радиатора, выведен к вырезу на правой боковой крышке капота снизу у перехода на центроплан. Вырезано окно на кольце капота между окнами четвертого и пятого цилиндров мотора под подводящий патрубок маслорадиатора. 
 
7)	Сняты крыльевые пулеметы. 
 
8)	Усилена ручка управления самолетом. 
 
9)	Установлена приборная доска с фалыипанелью для мягкого и равномерного освещения приборов. 
 
10)	Выполнены другие, более мелкие доработки [116]. 
 
Самолет быстро, после завершения лишь первого 
 
этапа заводских испытаний, запустили в серийное производство. 
 
25 мая 1940 г. Комитет Обороны (КО) СССР издал постановление о том, что «во II полугодии 1940 года заводу № 21 для ГУАС КА надлежит сдать 110 самолетов И-180 М-88 и оставить в производстве только самолет И-16 типа «29», самолеты типа «24» и «28» с производства снимаются» [117]. 
И-16 тип 29 выпускали в вариантах, отличающихся друг от друга установкой радиостанции, ракетного оружия, подвесных баков, фотокинопулемета ПАУ-22. Вес машины, естественно, несколько возрос и находился в пределах от 1900 кг до 2115 кг. Предполагалось, что все И-16 тип 29 будут оснащаться радиостанцией, но на практике такое указание не выполнили. 
 
На госиспытаниях И-16 тип 29 №292116 при взлетном весе 1940 кг (без радиостанции, PC, подвесных баков) показал максимальную скорость у земли 419 км/ч и 470 км/ч на границе высотности, а с радиостанцией, при взлетном весе 1966 кг - соответственно 408 км/ч и 461 км/ч, т.е. ниже, чем опытный И-16 тип 24, несмотря на лучшую аэродинамику [118]. Причина кроется в недостаточно хорошем производственном исполнении самолета, в нестабильных характеристиках мотора, в пониженном КПД винта (особенно на второй границе высотности). При сохранении КПД винта на уровне 72 % максимальная скорость истребителя составила бы 505-510 км/ч. 
 
Летом 1940 г. ВВС предложили заводу № 21 рассмотреть вопрос об установке на И-16 тип 29 более мощного редукторного мотора М-64Р с удлиненным валом, нового винта и капота. Предварительный проект такой модификации разработали в КБ Н.Н.Поликарпова еще в начале 1940 г. Постройка не состоялась по тем же причинам, что и в случае с И-16 тип 24. 
 
Приемка И-16 тип 29 началась с июля 1940 г. (за 1940 г. выпустили 570 машин) и продолжалась в 1941 г. ВВС рассматривали И-16 типов 18, 24, 27, 28, 29 как полноценные боевые машины. В августе 1940 г. в ВВС насчитывалось 248 И-16 с М-62 и 1097 И-16 с М-63, в сентябре - 250 И-16с М-62 и 1305 с М-63 [119, 120]. 
 
Авиационные полки, дислоцировавшиеся в северных регионах (Карелия, Мурманская область), на И-16 тип 29 не перевооружались: особенности конструкции самолета исключали установку убираемых в полете лыж. 
 
Качество и надежность машин по-прежнему не удовлетворяли заказчика. 8 августа 1940 г. заместитель начальника 2-го управления ГУ ВВС КА писал помощнику начальника ВВС генерал-лейтенанту Астахову о том, что продолжается выпуск И-16 со следующими дефектами: 1) излом подкосов моторамы; 2) изгиб мягких тяг управления дросселем; 3) обрыв в воздухе выхлопных патрубков и т.д. «На рекламации частей завод № 21 реагирует слабо», - говорилось в документе [121]. 
 
Моторы М-63 также имели нестабильные характеристики, низкую надежность. 5 сентября 1940 г. последовал приказ о запрещении эксплуатации М-63 «из-за заклинивания с проворачиванием фиксирующей втулки главного шатуна» [122[. Только после этого КБ А.Д.Швецова и моторный завод № 19 в спешном порядке начали внедрять в производство М-63 соответствующие доработки. 
 
Чтобы использовать парк машин, ВВС дали указание эксплуатировать моторы М-63 на режимах пониженной мощности, т.е. на режимах мотора М-62. В связи с этим в октябре-ноябре 1940 г. провели специальные летные испытания И-16 тип 29 № 292116. Они показали, что максимальная скорость снижается на 3-4%, а время набора высоты 5000 м увеличивается до 6,7 мин. Потолок не изменился. 
 
В результате предпринятых двигателестроителями мер с декабря 1940 г. производство М-63 было восстановлено, а с завода в части и ремонтные базы ВВС направили для замены доработанные детали и агрегаты мотора. 
 
С октября 1940 г. все серийные истребители, выпускаемые авиапромышленностью СССР, в обязательном порядке оснащались подвесными баками. 
 
7 декабря 1940 г. последовал приказ о прекращении производства И-16 и о переводе авиазаводов №21 и № 153 на постройку истребителей ЛаГГ-3. Последние 81 И-16 тип 29 достраивались заводом № 21 и сдавались заказчику уже в 1941 г. 
 
К началу Великой Отечественной войны И-16 разных типов все еще численно преобладали среди других истребителей ВВС СССР. 
 
   |