Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

И-16П (другие обозначения - ЦКБ-12П, ЦКБ-46)

Шел 1937 год. По стране развернулась шумная кампания борьбы с «врагами» советской власти. В итоге репрессиям подверглись и Мирошников, и руководство ВВС.

Опытный экземпляр истребителя И-16П. Шасси неубираемое, ниши зашиты

Но вернемся к истории истребителя И-16. Николай Николаевич имел другие взгляды на перспективу вооружения самолета, отличающиеся от взглядов руководства Наркомата Обороны, в частности заместителя наркома М.Н.Тухачевского, сделавшего ставку на дина-мореактивные пушки Курчевского. Как только крупнокалиберные пулеметы, а затем пушки IIIBAK прошли заводские испытания, Николай Николаевич стал думать об их установке. На этом пути ему пришлось преодолеть большое сопротивление со стороны сторонников Тухачевского, но все же удалось добиться утверждения задания.

По инициативе Поликарпова в плане главка 2-й бригаде ЦКБ на 1936 г. наметили проектирование, постройку и внедрение в серийное производство пушечного истребителя И-16П (другие обозначения - ЦКБ-12П, ЦКБ-46) с моторами М-25Б или М-25Е, а также модифицированного (улучшенного) И-16бис. Позже подобные работы нашли отражение и в планах завода № 21.

29 апреля 1936 г. Николай Николаевич подписал эскизный проект самолета ЦКБ-12П. В объяснительной записке к проекту сказано:

«Самолет ЦКБ-12П является дальнейшим развитием скоростного истребителя ЦКБ-12 в сторону увеличения его летных данных и вооружения. Это дает возможность использовать имеющийся задел серийных самолетов завода №21 и осуществить переход на выпуск последней серии без существенных изменений технологических процессов и без нарушения нормального темпа работы завода.

На самолете ЦКБ-12Г1 установлены: более мощный и высотный мотор Райт F-54 с винтом Гамильтон переменного шага и вооружение, состоящее из 2-х пушек I11BAK Д20 мм и 2-х пулеметов ШКАС. Кроме того, установлены 4 балки бомбодержателей для бомб 2x100 кг или 8x10 кг...

Таким образом, улучшение летных качеств самолета за счет модернизации винтомоторной группы и увеличение мощности огня путем увеличения калибра оружия и количества огневых точек превращают самолет ЦКБ-12П в наиболее мощный современный истребитель» [58].

При полетном весе 1646 кг (вес пустого 1185 кг) самолет мог развить максимальную скорость 480 км/ч на высоте 5000 м и достичь потолка 9500 м. Время набора высоты 5000 м - 4,9 мин.

Для модификации самолета и установки на него вооружения завод № 21 передал на завод № 39 старый изношенный И-16. Механизм уборки шасси оказался неисправным, поэтому на втором этапе испытаний шасси не убирали, зашив ниши для уменьшения сопротивления. О ходе испытаний этой машины достаточно наглядно свидетельствует письмо начальника НИИ ВВС

комдива Бажанова наркому Обороны маршалу Советского Союза К.Е.Ворошилову от 16 ноября 1937 г.:

«Впервые испытан с 9.6 по сентябрь 1936 г. В ходе испытаний шла доводка пушек. За это время с 22.7 по 31.8 и с 7 по 14.9 самолет с пушками ремонтировался и доводился на 39 и 84 заводах. Летные характеристики нельзя было снять, так как у самолета было неисправно и не выпускалось шасси и завод № 21 его так и не привел в порядок. Вторично предъявлен 19.12. Испытания закончились к 8.2.37 г. Сняты зимние характеристики (т.е. на лыжном неубираемом шасси. - В.И.). Шасси вновь не работало. Купола едва держались. Полотно прохудилось. Самолет был старый с нетиповым мотором Ф-54. Решено было характеристики снять в мае на серийном, который завод должен был предъявить в мае. Но предъявил (причем без закрылков и усиленных шасси) только в октябре 1937 г. Испытания на характеристики и штопор закончены. Отчет отослан 5.11.37 г.» [59].

Однако главная цель была достигнута: подтверждена возможность установки пушек ШВАК на истребители.

Вооружение, состоящее из двух пушек ШВАК в крыле, решили установить на специально приспособленном для этой цели серийном И-16 тип 5, также имевшим обозначение И-16П.

11 марта 1937 г. помощник главного конструктора и ведущий инженер по самолету И-16П В.Сорокин написал рапорт Н.Н.Поликарпову о том, что пушечный истребитель И-16П госиспытания выдержал. «Осуществленная на том же самолете по нашей инициативе подвеска 100 кг бомб госиспытания по бомбометанию на пикирование также выдержала. Просьба наградить: Н.И.Волкова, А.Г.Ротенберга, А.Г.Тростянского, Д.Н.Кур-гузова, Е.А.Костенко, Козловского, И.К.Легачкова, Бала-шева» [60].

Затем пять И-16П опытной серии, но без бомбардировочного вооружения, проходили войсковые испытания, завершившиеся с положительным результатом.