јвиаци€ и самолЄты
   
поиск по сайту

»-16ѕ (другие обозначени€ - ÷ Ѕ-12ѕ, ÷ Ѕ-46)

Ўел 1937 год. ѕо стране развернулась шумна€ кампани€ борьбы с «врагами» советской власти. ¬ итоге репресси€м подверглись и ћирошников, и руководство ¬¬—.

ќпытный экземпл€р истребител€ »-16ѕ. Ўасси неубираемое, ниши зашиты

Ќо вернемс€ к истории истребител€ »-16. Ќиколай Ќиколаевич имел другие взгл€ды на перспективу вооружени€ самолета, отличающиес€ от взгл€дов руководства Ќаркомата ќбороны, в частности заместител€ наркома ћ.Ќ.“ухачевского, сделавшего ставку на дина-мореактивные пушки  урчевского.  ак только крупнокалиберные пулеметы, а затем пушки IIIBAK прошли заводские испытани€, Ќиколай Ќиколаевич стал думать об их установке. Ќа этом пути ему пришлось преодолеть большое сопротивление со стороны сторонников “ухачевского, но все же удалось добитьс€ утверждени€ задани€.

ѕо инициативе ѕоликарпова в плане главка 2-й бригаде ÷ Ѕ на 1936 г. наметили проектирование, постройку и внедрение в серийное производство пушечного истребител€ »-16ѕ (другие обозначени€ - ÷ Ѕ-12ѕ, ÷ Ѕ-46) с моторами ћ-25Ѕ или ћ-25≈, а также модифицированного (улучшенного) »-16бис. ѕозже подобные работы нашли отражение и в планах завода є 21.

29 апрел€ 1936 г. Ќиколай Ќиколаевич подписал эскизный проект самолета ÷ Ѕ-12ѕ. ¬ объ€снительной записке к проекту сказано:

«—амолет ÷ Ѕ-12ѕ €вл€етс€ дальнейшим развитием скоростного истребител€ ÷ Ѕ-12 в сторону увеличени€ его летных данных и вооружени€. Ёто дает возможность использовать имеющийс€ задел серийных самолетов завода є21 и осуществить переход на выпуск последней серии без существенных изменений технологических процессов и без нарушени€ нормального темпа работы завода.

Ќа самолете ÷ Ѕ-12√1 установлены: более мощный и высотный мотор –айт F-54 с винтом √амильтон переменного шага и вооружение, состо€щее из 2-х пушек I11BAK ƒ20 мм и 2-х пулеметов Ў ј—.  роме того, установлены 4 балки бомбодержателей дл€ бомб 2x100 кг или 8x10 кг...

“аким образом, улучшение летных качеств самолета за счет модернизации винтомоторной группы и увеличение мощности огн€ путем увеличени€ калибра оружи€ и количества огневых точек превращают самолет ÷ Ѕ-12ѕ в наиболее мощный современный истребитель» [58].

ѕри полетном весе 1646 кг (вес пустого 1185 кг) самолет мог развить максимальную скорость 480 км/ч на высоте 5000 м и достичь потолка 9500 м. ¬рем€ набора высоты 5000 м - 4,9 мин.

ƒл€ модификации самолета и установки на него вооружени€ завод є 21 передал на завод є 39 старый изношенный »-16. ћеханизм уборки шасси оказалс€ неисправным, поэтому на втором этапе испытаний шасси не убирали, зашив ниши дл€ уменьшени€ сопротивлени€. ќ ходе испытаний этой машины достаточно нагл€дно свидетельствует письмо начальника Ќ»» ¬¬—

комдива Ѕажанова наркому ќбороны маршалу —оветского —оюза  .≈.¬орошилову от 16 но€бр€ 1937 г.:

«¬первые испытан с 9.6 по сент€брь 1936 г. ¬ ходе испытаний шла доводка пушек. «а это врем€ с 22.7 по 31.8 и с 7 по 14.9 самолет с пушками ремонтировалс€ и доводилс€ на 39 и 84 заводах. Ћетные характеристики нельз€ было сн€ть, так как у самолета было неисправно и не выпускалось шасси и завод є 21 его так и не привел в пор€док. ¬торично предъ€влен 19.12. »спытани€ закончились к 8.2.37 г. —н€ты зимние характеристики (т.е. на лыжном неубираемом шасси. - ¬.».). Ўасси вновь не работало.  упола едва держались. ѕолотно прохудилось. —амолет был старый с нетиповым мотором ‘-54. –ешено было характеристики сн€ть в мае на серийном, который завод должен был предъ€вить в мае. Ќо предъ€вил (причем без закрылков и усиленных шасси) только в окт€бре 1937 г. »спытани€ на характеристики и штопор закончены. ќтчет отослан 5.11.37 г.» [59].

ќднако главна€ цель была достигнута: подтверждена возможность установки пушек Ў¬ј  на истребители.

¬ооружение, состо€щее из двух пушек Ў¬ј  в крыле, решили установить на специально приспособленном дл€ этой цели серийном »-16 тип 5, также имевшим обозначение »-16ѕ.

11 марта 1937 г. помощник главного конструктора и ведущий инженер по самолету »-16ѕ ¬.—орокин написал рапорт Ќ.Ќ.ѕоликарпову о том, что пушечный истребитель »-16ѕ госиспытани€ выдержал. «ќсуществленна€ на том же самолете по нашей инициативе подвеска 100 кг бомб госиспытани€ по бомбометанию на пикирование также выдержала. ѕросьба наградить: Ќ.».¬олкова, ј.√.–отенберга, ј.√.“рост€нского, ƒ.Ќ. ур-гузова, ≈.ј. остенко,  озловского, ». .Ћегачкова, Ѕала-шева» [60].

«атем п€ть »-16ѕ опытной серии, но без бомбардировочного вооружени€, проходили войсковые испытани€, завершившиес€ с положительным результатом.