Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

И-16ПС, И-16 тип 17

В августе 1938 г. на заводские испытания вывели И-16ПС (заказ 499), переделанный из И-16 № 521570 и вооруженный двумя 20-мм синхронными пушками ШВАК. Испытания проходили долго, так как конструкцию синхронизаторов еще не отладили. Самолет вызывал большой интерес у руководства ВВС - ведь это был первый в мире истребитель с синхронным пушечным вооружением и от того, насколько успешно пройдет его отработка, зависела перспектива развития истребительной авиации СССР. 29 ноября 1938 г. директор завода № 156 Усачев и главный конструктор Н.Н.Поликарпов дали указание перегнать самолет И-16 на Ногинский полигон не позже 30 ноября 1938 г. «для демонстрации спецустановок» руководству [89].

Летчик около самолета И-16 тип 17

Несмотря на то, что первый вариант еще не прошел полигонные испытания, построили еще один И-16ПС, на котором в дополнение к синхронным пушкам в крыле установили два пулемета ШКАС. Самолет немного отличался капотом от серийного И-16 тип 10. Его за-

водские испытания с 10 февраля по 4 марта 1939 г. проводил летчик Кравченко. После длительного цикла доводок истребитель в июне 1939 г. передали на полигон авиационного вооружения, а затем, ввиду выявившихся дефектов синхронизатора, вновь вернули на завод. Коренная переделка конструкции синхронизатора позволила сделать его более надежным. Это подтвердили испытания И-153П в конце 1940 г. Но построили только войсковую серию И-16ПС, так как серийный выпуск И-16 уже прекращался.

На испытаниях выявились и некоторые недостатки установки синхронных пушек и крупнокалиберных пулеметов: при стрельбе срывало обтекатель винта, пороховые газы попадали в карбюратор, что вызывало неустойчивую работу мотора, загазованность ими кабины была высока.

Ввиду потребности ВВС в пушечных машинах, затяжки с доводкой И-16ПС и прекращения производства И-16 тип 5 и, соответственно, И-16 тип 12, приняли решение на базе И-16 тип 10 разработать его модификацию с двумя пушками ШВАК в крыле и двумя синхронными пулеметами ШКАС.

Такой самолет появился в конце 1938 г., прошел заводские испытания и его решили запустить в серийное производство под обозначением И-16 тип 17. Госиспытания головного серийного пушечно-пулеметного истребителя И-16 № 172124 с мотором М-25В проходили с 8 февраля по 26 марта 1939 г. Ведущим летчиком назначили майора Кравченко, кроме него на машине летали летчики-испытатели Супрун, Стефановский, Кубыш-кин, Овчинников. Самолет развивал скорость 315 км/ч у земли и 425 км/ч на 2700 м, высоту 5000 м набирал за 17,3 мин. Левый вираж на высоте 1000 м выполнялся за 13 с, правый - за 17 с [90]. Было признано, что госиспытания И-16 тип 17 прошел удовлетворительно. Однако в выводах по их результатам справедливо указывалось, что по своим летным характеристикам самолет уже не отвечает требованиям, предъявляемым к серийным истребителям 1939 г. выпуска, и рекомендовалось установить пушечное вооружение на модификациях И-16 с более мощными моторами.

Тем не менее, И-16 тип 17 около года строили серийно. В 1938 г. завод № 21 выпустил 27 самолетов, за I—III кварталы 1939 г. - 314 (по другим данным 274), после чего производство прекратилось [75, 91].

Еще одним направлением работ по усилению мощи вооружения на истребителе явилась установка реактивных снарядов РС-82, разработанных в РНИИ. Они проходили испытания в 1938-1939 гг. на И-16 тип 5 и тип 10, а войсковые, в боевой обстановке, на Халхин-Голе. Инженер по вооружению А.Попович хорошо подготовил машины. 20 августа 1939 г. звено И-16 тип 10 с РС-82 под командованием Н.Звонарева в составе летчиков И.Михайленко, С.Пименова, В.Федосова, Т.Ткачен-ко вылетело на задание. Встретившись с группой японских истребителей, они залпом выпустили ракеты и сбили два самолета. Всего за период боевых действий группа Н.Н.Звонарева участвовала в 14 воздушных боях и сбила 13 вражеских самолетов, а сама не потеряла ни одной машины [92]. Успешное боевое применение РС-82 ускорило принятие на вооружение этой ракетной системы.

 






Samsung цифровые мини атс telest.ru.