Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

«Чжун 28 - Цзя» (28-1)

Летом 1937 г. война вспыхнула на другом конце земли. 7 июля 1937 г., спровоцировав конфликт на мосту Лугоуцяо близ Пекина, японская военщина начала войну против Китая. В боевых действиях широко применялась японская авиация, в том числе и авианосная. В результате больших потерь к началу ноября 1937 г. китайская сторона имела всего лишь около трех десятков единиц боеспособной авиационной техники.

В сентябре 1937 г. между СССР и Китаем было заключено соглашение о поставке боевых самолетов, в том числе 62 И-15, 93 И-16, 8 УТИ-4. Самолеты перегоняли из Алма-Аты за лидером СБ через горные массивы Тянь-Шаня, пустыню Такла-Макан до города Ланьчжоу. Трасса протяженностью 2400 км практически не была оборудована, перегонка по ней истребителей уже сама по себе являлось подвигом. Позже машины доставляли через Вьетнам или по специально проложенной автомагистрали Алма-Ата - Хами.

Первая группа из 23 И-16 из Ланьчжоу пересекла весь Китай и прибыла в Нанкин, где располагалось правительство Чан-Кай-Ши. За ней последовала вторая. 21 ноября семь истребителей И-16 приняли бой с 20 японскими самолетами. Три японские машины были сбиты, наши истребители вернулись на свой аэродром без потерь.

Китайцы пытались наладить серийное производство советских истребителей на находившемся в Наньчуане в пещере авиазаводе. Опытный самолет «Чжун 28 - Цзя» (28-1) строили в двух вариантах: учебно-тренировоч-ный самолет (типа УТИ-4) и истребитель (типа И-16). Ввиду отсутствия чертежей и конструкторской документации, двухместный самолет китайцы спроектировали сами. При этом использовались некоторые советские детали - лонжероны крыла, стойки шасси и др. Фюзеляж выклеивался в три слоя из бамбука. Предполагается, что всего было построено около 30 самолетов типа 28-1. Об их применении сведений нет [51].

Воздушные сражения в небе Испании и Китая позволили всесторонне проверить наши самолеты, боевую подготовку летчиков.