Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

И-16: ЦКБ-29

Низкое качество остекления кабины ухудшало обзор, столь важный в бою, и вызывало нарекания летчиков, участвовавших в боевых действиях. Об этом, в  частности, в начале февраля 1937 г. докладывал начальнику ВВС Алкснису Герой Советского Союза С.А.Черных. Некоторые летчики считали необходимым установить на И-16 неподвижный козырек, сделав, таким образом, кабину открытой.

Завод №21 охотно воспринял предложение об установке неподвижного козырька, так как это упрощало производство. Доработку выполнили на одном экземпляре И-16 тип 5. Летчики, облетавшие самолет, положительно встретили новшество, указав, что данный козырек для боевых условий лучше, чем фонарь. Однако НИИ и УМТС ВВС отрицательно отнеслись к идее замены фонаря на козырек. Эти руководящие организации ВВС имели иной взгляд на развитие машины и несколько ранее описываемых событий предлагали заводу сгладить заголовник, сделать хвостовую часть фюзеляжа овальной и установить удобный расширенный фонарь кабины со сдвигаемой назад крышкой. Предложение НИИ ВВС улучшало аэродинамику самолета, но требовало изменения конструкции И-16 и технологии производства.

Директор завода №21 Мирошников резко отрицательно отнесся к подобному замыслу и «в пику» ему поднял на щит идею установки неподвижного козырька на И-16. 3 августа 1937 г. в письме Алкснису он писал: «Об указанной машине (с неподвижным козырьком. -В.И.) мною было доложено бриг, инженеру т. Александрову, комдивам Базенкову и Бажанову, но к этой машине они никакого интереса не проявили и машина по разнарядке ВВС отправлена в войсковую часть, полгода никаких заключений по ней завод не может получить. Комдивы Бажанов и Базенков снова потребовали вместо козырька делать фонарь, заранее зная, что его установка потребует изменения фюзеляжа, а, следовательно, изменения технологии производства и, кроме того, нецелесообразность самого фонаря» (52].

Небольшая серия И-16 с неподвижным козырьком под обозначением «тип 6» проходила боевую проверку в Испании, и после положительных заключений неподвижный козырек внедрили на всех серийных модификациях И-16. Это, несомненно, являлось шагом назад в техническом развитии самолета.

К выявившимся в боях недостаткам И-16 тип 5 следует отнести относительную слабость вооружения. Например, итальянский истребитель CR-32 был вооружен двумя крупнокалиберными пулеметами 12,7 мм, пуля которых обладала более мощным разрушительный действием, чем у пулемета ШКАС калибра 7,62 мм.

Совершенствование И-16 проводилось по трем основным направлениям: совершенствование конструкции и эксплуатационных характеристик, повышение мощи вооружения, увеличение мощности двигателя.

Следует отметить, что Поликарпов никогда не почивал на лаврах достигнутого. С самого начала 1935 г. он считал, что параллельно с работами по совершенствованию И-16 необходимо заниматься проектированием нового боевого самолета и на раннем этапе вести эти работы под флагом модернизации истребителя И-16. В

марте 1935 г. в плане бригады № 2 ЦКБ мы видим доводку истребителя И-16 с моторами М-22 и Райт «Циклон» F-3, проектирование его модификации с мотором М-58. Но там же присутствуют и первые новые разработки, пока еще ведущиеся под видом модернизации И-16: ЦКБ-29 с двигателем Гном-Рон К-9, ЦКБ-25 с более мощным Гном-Рон K-14krsd [53]. Последний проект представлял собой уже совершенно новую машину, с иными параметрами, геометрическими размерами. Первоначально ЦКБ-25 имел обозначение И-19, затем И-20. Эскизный проект этого истребителя-моноплана закончили в феврале 1935 г. Мотор Гном-Рон К-14 развивал у земли максимальную мощность 670 л.с., на высоте 3740 м - 770 л.с. Длина самолета равнялась 6,6 м, размах -10 м. Вес пустого истребителя составлял 1280 кг, полетный вес - 1740 кг. Вооружение: два пулемета ШКАС в крыле. Предусматривалась установка четырех пулеметов ШКАС в крыле и подвеска 100 кг бомб. Потолок - 10000 м [54].