Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

И-16

С начала 1933 г., параллельно с разработкой истребителя И-15, Н.Н.Поликарпов в инициативном порядке проектировал еще один самолет - истребитель И-16. Как уже упоминалось, Николай Николаевич сделал его первые наброски, находясь в ЦАГИ, в мае-июле 1932 г. Предварительный вариант эскизного проекта был готов к концу 1932 г. Рассматривая пути снижения аэродинамического сопротивления, он пришел к выводу о возможности создания истребителя-моноплана с максимальной скоростью свыше 400 км/ч. Напомним, что в 1930-1932 гг. истребители еще только достигли скорости 300 км/ч.

На чем основывались его расчеты? Отработанное и внедренное в практику отечественного и мирового самолетостроения хорошее капотирование мотора, отказ от подкосов, расчалок, стоек, начавшееся внедрение убираемого шасси позволяли резко улучшить аэродинамику самолета. В этих условиях одним из основных источников сопротивления становилось трение воздуха. Трение зависит от многих факторов, в том числе и от площади омываемой поверхности. Поэтому следующим логическим шагом явилось уменьшение площади крыльев, что повышало удельную нагрузку на них, а также площади поверхности фюзеляжа за счет уменьшения его длины. Эти соображения и обусловили малые размеры проектируемого самолета: размах 9 м, длина 6 м.

Появление двигателей с приводными центробежными нагнетателями и высокой удельной мощностью (мощностью, отнесенной к 1 кг веса мотора) также способствовали успеху разработки. К сожалению, отечественное моторостроение, ввиду низкой культуры производства тех лет, не смогло завершить доводку многих оригинальных конструкций, Поэтому при проектировании самолета Николай Николаевич был вынужден ориентироваться на перспективные зарубежные двигатели, прежде всего на Райт «Циклон» SGR-1820 серий F-3 и F-5.

Организация ЦКБ и его переезд на завод им. В.Р.Менжинского, срочные работы по самолету И-15 (ЦКБ-3) на время отодвинули проектирование нового истребителя. К нему Николай Николаевич вернулся в марте 1933 г. В апреле завершилась проводимая в инициативном порядке разработка первого варианта эскизного проекта с двигателем Райт «Циклон» F-3 или «Циклон» F-5. Самолет имел фюзеляж обтекаемой формы и закрытую кабину летчика со сдвигаемой назад крышкой фонаря. Шасси убиралось. Головки цилиндров двигателя закрывало кольцо Тауненда. Командование ВВС ознакомили с характеристиками проектируемого самолета, но оно не

проявило к нему особого интереса, так как большие надежды возлагались на разрабатываемый в ЦАГИ истребитель И-14.

В ноябре 1932 г. специальная комиссия ВВС осмотрела макет И-14. К середине мая завершилась постройка первого экземпляра самолета. Председателем комиссии главка по приемке его на испытания назначили Н.Н.Поликарпова. Как вспоминал один из ветеранов КБ, В.И.Тарасов, Павел Осипович Сухой очень нервничал, услышав об этом. Н.Н.Поликарпов, числившийся его заместителем по конструкторской бригаде, прекрасно знал все достоинства и недостатки машины и при желании мог «зарубить» передачу истребителя на испытания. Сухой встретил Поликарпова на аэродроме.

- Как Вам машина, Николай Николаевич? - спросил Сухой.

- Ничего машина, - односложно отвечает Поликарпов.

- А крыло мы сделали с металлической обшивкой, хотя и гофрированной. Как Вам крыло?

- Ничего крыло.

Сухой подводит гостя к шасси.

- Вот видите, шасси мы сделали убирающимся. Как Вам шасси? - спрашивает Павел Осипович.

- Ничего шасси, - слышится в ответ спокойный голос Поликарпова.

Сухой сажает Поликарпова в кабину, показывает расположение оборудования и приборов.

- Как Вам кабина, Николай Николаевич, как обзор, что видно?

- Да ничего из нее не видно, - невозмутимо отвечает Поликарпов и после этого также невозмутимо подписывает акт о допуске самолета к первому полету.