Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

И-16 тип 18

 Появление новых моторов М-62 с номинальной мощностью у земли 830 л.с. (взлетной 960 л.с.) и 800 л.с. на высоте 4200 м, а также М-63 с максимальной мощностью у земли 920 л.с. (взлетной 1100 л.с.) обусловило создание новых модификаций И-16. В конце 1938 г. построили И-16 тип 5 с мотором М-62 и винтом ВИШ-6, со взлетным весом 1783 кг. В начале 1939 г. поднялся в воздух И-16 тип 10 с М-62 [97, 98]. Испытания машин проходили довольно медленно, так как моторы были еще недостаточно надежны, да и особого внимания к этим работам со стороны руководства ВВС и главка не чувствовалось.

Ситуация резко изменилась летом 1939 г.

Как уже отмечалось, в мае 1939 г. японцы стянули к Халхин-Голу мощную авиационную группировку, значительно превосходящую по численности советские авиационные части. Преимущество японцев возросло ввиду неумелых действий нашего командования. Поэтому решили направить к Халхин-Голу несколько полков бомбардировщиков и истребителей, в том числе новейших И-153 с М-62, и опытных летчиков, прошедших горнило боев в Испании и Китае. В боевых действиях принимали участие также несколько И-16, оснащенных М-62. ВВС положительно восприняли этот опыт и в мастерских Московского военного округа переделали еще ряд И-16 под М-62, имевших практически те же габариты и крепежные узлы, что и М-25В [14]. Одновременно руководство ВВС дало указание КБ Поликарпова и заводу №21 срочно внедрить в серию И-16 с моторами М-62 и М-63.

С учетом замечаний к уже испытанным истребителям с М-62 первый экземпляр оперативно разработанного серийного варианта, получившего обозначение И-16 тип 18, быстро прошел заводские испытания и в августе 1939 г. был запущен в серийное производство. Несколько этих машин, в том числе одна с М-63, успели принять участие в боевых действиях.

Государственные испытания И-16 тип 18 проходил в августе-октябре 1939 г. От И-16 тип 10 он, кроме мотора, отличался тем, что на нем стоял винт изменяемого в полете шага ВИШ-6А (затем АВ-1), усиленная моторама, сделан других ряд небольших конструктивных изменений. При взлетном весе 1830 кг получили следующие летные данные: максимальная скорость у земли -411 км/ч, на высоте 1000 м - 428 км/ч, на высоте 4400 м -464 км/ч, практический потолок - 9470 м. Высоту 5000 м самолет набирал за 5,2 мин. Разбег - 150 м (8,5 с) и 100 м

(6,2 с) - на взлетном режиме работы двигателя. Вираж на высоте 1000 м истребитель выполнял за 16-18 с. Было признано, что установка нового мотора и винта сократила время разбега, а за счет передней центровки удалось улучшить продольную устойчивость машины.

Следует отметить, что по расчету максимальная скорость самолета должна была составлять не ниже 520 км/ч. Причина такого большого (для ОКБ Поликарпова) расхождения характеристик выявилась в ходе проведения испытаний. Оказалось: реальный коэффициент полезного действия винта существенно ниже паспортного. Но других надежных винтов изменяемого шага с приличными характеристиками наша промышленность тогда не выпускала.

В 1939 г. завод № 21 построил 177 экземпляров И-16 тип 18, из них 12 - с ракетным оружием [99].

И-16 тип 18 с пушками, установленными по образцу И-16 тип 17, получил обозначение И-16 тип 27. Завод №21, как следует из годового отчета, выпустил в 1939 г. 59 таких машин, однако по документам ВВС в этом году приняли 39 [99, 100]. По-видимому, часть из построенных самолетов оформлялась приемкой в начале 1940 г.

В марте 1940 г. во время войны с Финляндией проходили фронтовые испытания несколько построенных заводом № 21 И-16 тип 18 с двумя синхронными ШКАС и двумя СН в крыльях [101].

В целом самолетов И-16 тип 18 произвели сравнительно немного, так как появилось решение о переделке в эту модификацию И-16 более ранней постройки, прежде всего типов 5 и 10 (отмечу, что к середине 1939 г. в ВВС насчитывалось 2593 И-16 тип 5 и 1070 И-16 тип 10).

До конца 1939 г. завод №21 переделал шесть И-16 тип 10 в тип 18. 5 февраля 1940 г. между ГУАС КА и заводом №21 было заключено дополнительное соглашение на переделку 1465 И-16 тип 5 и тип 10 в И-16 тип 18 [98, 102].

Так как наша авиапромышленность систематически не справлялась с выполнением заказов, а переделка самолетов не требовала высокой квалификации, специального и сложного оборудования, то 21 июня 1940 г. вновь назначенный нарком авиапромышленности СССР А.И.Шахурин издал приказ, согласно которому авиапромышленность должна обеспечить переделку 750 И-16 тип 10 в И-16 тип 18 в частях и мастерских ВВС. Переделку ранее выпущенных И-16 тип 5 предписывалось проводить исключительно во время их капительного ремонта на ремонтных заводах [ 103 ] -

Летом 1940 г. руководство ВВС изменило свою позицию по отношению к переоснащению И-16 другими моторами, считая, что это отвлекает промышленность от производства новых образцов авиационной техники. 11осле детального анализа этой проблемы Комитет Обороны при СНК СССР 11 октября 1940 г. издал постановление о прекращении работ по замене на И-16 моторов М-25 на М-62, все ранее подписанные соглашения аннулировались [133].

Полное число перестроенных истребителей установить не удалось, но, по-видимому, их было не менее 300.

Оснащение самолетов западных стран прозрачной броней не прошло незамеченным для руководства ВВС. Задание на разработку такой брони было выдано в конце 1937 г., а уже в начале 1939 г. ленинградский завод К-4 изготовил первые промышленные образцы бронестекла. В сентябре 1939 г. НИИ ГУАС К А спроектировал девять вариантов козырьков из прозрачной брони для И-16. Их основные габаритные размеры были выбраны с учетом удобного размещения прицела ПАК-1. Бронестекло толщиной 50 мм устанавливалось под углом 40", а толщиной 45 мм - под углами 45" и 60" к вертикальной оси самолета. Начавшаяся война с Финляндией заставила ускорить эти работы.

Во время наземных испытаний, проходивших в конце 1939 г. в тирах двух ленинградских военных училищ - связи и авиационно-технического - козырьки обстреливали из винтовки Мосина образца 1891 г. сравнительно мощными бронебойными патронами Б-30 и бронебойно-зажигатальными ЗБ-46 с дистанции 100 м. При всех испытаниях броня козырька не была пробита при попадании от 3 до 6 пуль. Затем две наиболее рациональные конструкции обстреливали уже из пулемета в тире в 54-й легкоавиационной бригады (ЛАБ) Ленинградского военного округа.