Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

ЦКБ-18 с двигателем М-25

Н.Н.Поликарпов в инициативном порядке продолжил работы над проектом истребителя-штурмовика ЦКБ-18, но уже с двигателем М-25. В 1935 г. началась постройка небольшой серии крупнокалиберных пулеметов ШВАК (12,7 мм), спроектированных на базе конструкции пулеметов ШКАС, а также сделаны первые шаги по созданию на этой основе 20 мм пушек ШВАК (опытная партия выпущена в 1936 г.). Усиление центроплана и консолей крыла должно было позволить разместить на ЦКБ-18 с мотором М-25 и новое авиационное оружие.

Первые наброски эскизного проекта самолета с установленными в крыле двумя 20-мм пушками выполнили в конце 1935 г. Они показали принципиальную возможность такой установки, несмотря на повышенную силу отдачи оружия.

В конце 1935 г. завод №21 решил модернизировать четырехпулеметный И-16 тип 4 (И-161). Поликарпов не возражал, так как надеялся, что проводимое заводом усовершенствование И-161 облегчит внедрение в серию новых модификаций самолета И-16, в том числе и с пушечным вооружением.

После установки двигателя М-25, капота по типу 5, введения других изменений в конструкции согласно указаниям Н.Н.Поликарпова, вложившим в этот вариант опыт проектирования истребителя ЦКБ-18 с тем же мотором, самолет получил обозначение И-162. К концу октября 1936 г. машина прошла заводские испытания, после чего по «самостийному», не согласованному с ВВС, указанию директора завода Мирошникова построили войсковую серию четырехпулеметных И-16 с М-25, которую отправили для испытаний в Брянскую бригаду.

Руководство ВВС довольно прохладно отнеслось к этим испытаниям. Во-первых, их проведение не было согласовано с ВВС, во-вторых, более целесообразной считалась установка на И-16 синхронных пулеметов.

3 августа 1937 г. директор завода № 21 Мирошников направил письмо начальнику ВВС Я.И.Алкснису:

«...Завод по личной инициативе в первой половине 1936 г. на И-16 М-25 установил к двум пулеметам дополнительно еще два пулемета в крыльях.

Испытания этих машин показали прекрасные результаты и по просьбе командира Брянской бригады т. Торохова 5 машин были переданы ему на испытание и 2 машины на госиспытание в НИИ.

В личной беседе т. Торохов дал прекрасный отзыв об этих машинах и это подтвердил Вам летчик эскадрильи т. Торохова Герой Советского Союза т. Черных в моем

присутствии 7-го февраля этого года. Если Вам память не изменяет, он заявил: «Было бы очень хороню, если бы нам дали туда, откуда я приехал (т.е. в Испанию. -В.И.), четырехпулеметные машины, которые Мирошников дал нашей эскадрилье».

Две такие машины... были переданы в НИИ ВВС, но, как всегда, руководство НИИ ВВС при поддержке начальника УМТС их замариновало, а впоследствии забраковало...

Вы дали задание разобраться в этом вопросе, наказать виновных, но безрезультатно, а враги продолжают под Вашим покровительством делать свое гнусное дело» [52].

Прозвучавшие в этом письме обвинения не могли не испортить отношения Мирошникова с руководством ВВС, поэтому «протолкнуть» И-162 не удалось.

Однако директор завода № 21 на этом не успокоился и стал писать в разные инстанции, обвиняя руководство ВВС «в преступной деятельности». 22 октября 1937 г. начальник УМТС Базенков был вынужден обратиться к начальнику ВВС Алкснису:

«...т. Мирошников, тратя много времени и энергии на клевету на меня и Вас и т. Бажанова и понося всякими недопустимыми способами, очень мало делает для улучшения качества сдаваемых им самолетов и устранению на них дефектов.

...Поставить вопрос о привлечении к ответственности директора завода №21 Мирошникова за гнусную клевету и попытку опорочить меня и подчиненного ныне мне начальника Научно-Испытательного Института ВВС РККА т. Бажанова за то, что я все эти три года всегда и везде дрался за высокое качество боевой техники -самолетов И16-М25 и непримиримого отношения к просачиванию в части ВВС РККА дефектной продукции» [57].