Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

И-16 в качестве подвесных самолетов

Необходимо отметить еще одну сферу применения И-16 - в качестве так называемых составных или подвесных самолетов.

Подцепка И-16 под крылом ТБ-3

Еще в 1930 г. летчик и конструктор B.C.Вахмистров пришел к мысли о том, что для повышения радиуса действия истребителей, эффективного сопровождениябомбардировщиков возможно разместить на тяжелом бомбардировщике несколько истребителей, которые, стартуя в воздухе, смогли бы выполнять свои задачи. Первоначально идея отрабатывалась на самолете ТБ-1 с устанавливаемыми на нем сверху истребителями И-4, затем И-5. Затем под крылом ТБ-3 стали подвешивать и И-16. В системе «звено» использовались также истребители Д.П.Григоровича И-Z. В 1935 г. впервые удалось осуществить подцепку И-Z в воздухе. Полеты «звена» получили у летчиков-испытателей название «цирка Вахмистрова».

Установка истребителей сверху на крыло или фюзеляж самолета-носителя была неудобной и трудоемкой. Появление И-16 и принятие его на вооружение позволило существенно упростить операцию. Самолет подкатывали под крыло ТБ-3 и крепили к механизму подвески тремя замками, два из которых находились на крыле И-16, а один - на заголовнике истребителя. Затем шасси И-16 убиралось и система была готова к совместному полету.

Из многих вариантов наиболее жизненным оказалось «звено», состоящее из ТБ-3 и двух И-16 под крылом самолета-носителя.

Применение «звена» в качестве элемента системы ПВО позволяло увеличить время патрулирования воздушного пространства до 6,5 часов.

Для использования И-16 как истребителей сопровождения была разработана специальная конструкция подцепного устройства в виде поворотной фермы. С нее истребитель стартовал, а после выполнения задания ферма разворачивалась вниз, увеличивая расстояние от И-16 до крыла носителя для уменьшения подсасывающего эффекта, что упрощало подцепку. После срабатывания замков, ферма поворачивалась вверх, подтягивая истребитель к специальным упорам на нижней поверхности крыла ТБ-3. Эта система прошла испытание в 1938 г., на И-16 летали летчики С.П.Супрун и П.М.Стефановский.