Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

И-16 тип 12

В серийном производстве на заводе № 21 И-16П получил обозначение И-16 тип 12. В августе-сентябре 1937 г. летчик С.П.Супрун провел госиспытания головного экземпляра (заводской номер 12219) с 2 пушками ШВАК и 2 пулеметами ШКАС в крыле. Вес пустого самолета составлял 1263 кг, взлетный вес 1696 кг. У земли была достигнута максимальная скорость 293 км/ч, на высотах 2800 м и 5000 м, соответственно, 431,5 км/ч и 413 км/ч. На 5000 м истребитель поднимался за 7,7 мин. В ноябре-декабре 1937 г. проводились испытания этого же экземпляра И-16 тип 12 на маневренность. Выяснилось, что она практически не меняется от установки двух пушек ШВАК в крыле.

Среди руководства ВВС и специалистов по боевому применению в это время шли дебаты по поводу необходимости иметь на вооружении самолеты, оснащенные пушками. Более высокое разрушительное действие снаряда по сравнению с пулеметной пулей никто не отрицал, но, ввиду ожидаемого роста скоростей истребителей и более низкой скорострельности пушек, выражалось сомнение в возможности попасть снарядом во вражеский самолет (вероятность попадания повышается с ростом скорострельности, а она у пулеметов выше).

Об этом Николай Николаевич писал Смушкевичу в октябре 1937 г.: «Пушечные самолеты И-16, разрабатываемые нами по постановлению Правительства, встречали громадное сопротивление своему прохождению. Потребовалось Ц/2 года, троекратное испытание опытного самолета, войсковые испытания 5 самолетов, чтобы, наконец, ВВС согласилось на серию. Обо всем этом директор завода № 21 и я ставили Правительство и Наркома Обороны в известность и указывали на недопустимую недооценку пушечных самолетов в УВВС...» [8].

Все же положительное решение было принято и, благодаря усилиям Н.Н.Поликарпова, пушки ШВАК появились на вооружении авиации СССР.

В ноябре 1937 г. Алкснис в письме Ворошилову, оправдываясь за задержку организации серийной постройки И-16П, отмечал:

«ВВС на протяжении последних 3-4 лет настаивало и упорно добивается получения на вооружение истребителей с пушками. В свое время враги народа (Тухачевский и компания) упорно и настойчиво тормозили получение ВВС откатной мелкокалиберной пушки на вооружение самолетов и всемерно навязывали на вооружение авиационные пушки Курчевского, испакостив ими четыре типа самолетов (Z, И-14, ИП-1, ДИП).

Испытаниями была доказана непригодность пушек Курчевского для вооружения самолетов ВВС РККА. Благодаря особому вниманию Правительства и Вашему к вопросу вооружения самолетов-истребителей пушками, закончены все испытания (заводские, государственные, войсковые) пушек ШВАК 20 мм и самолетов с этими пушками.
Кроме решения КО (Комитета Обороны при СНК СССР. - В.И.) и договора о поставке и производстве в 1937 г. ВВС РККА 300 шт. И-16 с пушками, завод №21 имеет мое устное и письменное подтверждение на запуск в серийное производство И-16 с пушками по образцу, который прошел предварительные испытания в НИИ и по которому была построена головная серия в 10 самолетов И-16 с пушками для войсковых испытаний, уже прошедших эти испытания. И если завод предполагал в 1937 г. дать только 50 шт. И-16 с пушками вместо 300, определенных решением КО, то причину этого надо искать в чем-то другом, а не в задержках испытаний» [61 ].

Действительно, серийное производство И-16П развивалось крайне медленно, удельный вес пушечных модификаций И-16 по отношению к общей численности самолетов этого типа был очень небольшим. Например, по состоянию на 1 июля 1938 г. в ВВС Красной Армии имелось 1858 И-16 различных модификаций (в военных округах - 1554), из них только шесть с пушками [62].
 






Межотраслевой институт повышения квалификации центры и институты повышения квалификации. . День Протокол визуального осмотра lenproektstroy.ru.