Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

Воздушные сражения 1941-1942 гг

И-16 на своих крыльях вынес всю тяжесть воздушных сражений 1941-1942 гг. Иногда приходится читать, что критическое положение с авиацией, сложившееся летом-осенью 1941 г. объясняется тем, что на фронте было мало самолетов новых типов. Однако факты говорят о том, что летом 1941 г. наибольшие потери несли полки, вооруженные как раз истребителями Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3. Удивляться здесь нечему: средний налет на указанных машинах составлял 10-20 часов, в то время как И-16 был прекрасно изучен летным и техническим составом.

Приведу выписки из отчетов штабов ВВС фронтов, флотов за первый год войны: 22 июня 1941 г. - 22 июня 1942 г.:

«...В течение отчетного периода истребительная авиация (наряду с выполнением основных задач) широко использовалась для штурмовых действий по войскам противника. Более пригодными для этой цели оказались самолеты И-16 и И-153. Они обладают достаточно мощным огнем и являются более живучими, чем самолеты ЛАГГ-3, МИГ-3 и ЯК-1, которые часто сбивались, так как достаточно было одного попадания пулей в систему во-

дяного охлаждения мотора, чтобы вызвать вынужденную посадку самолета... Эффективность оружия при штурмовых действиях велика: средний танк от прямого попадания РС-82 загорается, большой моторный бот от прямого попадания одного РС-82 тонет примерно через 3 минуты, от попадания 2 РС-82 в колонну пехоты насчитывалось около 40 солдат убитыми. Пулеметный огонь БС и ШКАС уничтожает автомашины и выводит из строя танкетки.

...Для отражения налетов бомбардировщиков противника ночью наиболее эффективными могут являться самолеты ЯК-1 и пушечные И-16, как имеющие достаточную огневую мощь и скорость для быстрого сближения с противником и нанесения ему решающего удара в ограниченное время в освещенной зоне прожекторов.

...Лучшим самолетом для сопровождения штурмовиков является истребитель ЯК-1 и И-16» [131].

Немецкий генерал В. Швабдиссен, говоря о событиях весны-лета 1942 г., свидетельствовал:
«Единственными подразделениями, пытавшимися предпринять агрессивные действия (например, маневрируя по вертикали), были группы на И-16 или И-26 (Як-1). В этих случаях они разгонялись на пикировании, чтобы затем сблизиться с противником крутым набором высоты. Однако они открывали огонь со слишком большой дистанции» [134].

Но при всех своих достоинствах И-16, спроектированный еще в начале 30-х годов, по максимальной скорости полета уступал и немецкому Мессершмитту Bf-109E, и новым советским истребителям. С подъемом на высоту это отставание быстро увеличивалось и более-менее успешно И-16 мог действовать только вблизи земли.

К этому надо добавить, что к лету 1942 г. И-16 были уже сильно изношенными машинами: на один истребитель, потерянный в воздушных боях, приходилось 4-5, пришедших в негодность во внебоевой обстановке.

С лета 1943 г. И-16 начали снимать с вооружения полков, сражающихся на советско-германском фронте. Однако до начала 1945 г. машины находились на вооружении истребительной авиации ПВО, частей, дислоцированных на Дальнем Востоке.

Из подлинных экземпляров, сохранившихся к настоящему времени, один И-16 экспонируется в музее В.П.Чкалова (в Чкаловске) и один - в Центральном Во-енно-морском музее (Санкт-Петербург). Два вновь построенных И-16 находятся в Мадридском музее авиации, один - в Музее ВВС в Монино, один - в авиационном музее Пекина.

Самолет-солдат, прошедший все войны 30-х - 40-х годов двадцатого столетия, внес значительный вклад в развитие отечественной авиации.
 






Смотрите информацию изготовление мебели в запорожье здесь. . http://uprav.ru/mini-mba/ дистанционное обучение mba и mini mba.