Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

И-16 СПБ

Постепенно у руководства возобладало мнение, что применение «звена» для сопровождения бомбардировщиков и в системе ПВО не принесет ощутимого эффекта. Поэтому в 1938 г. В.С.Вахмистров предложил использовать И-16 в составе «звена» в качестве пикирующих бомбардировщиков. Под крыло каждого истребителя подвешивалось по две бомбы ФАБ-250. При подходе к цели подавался сигнал к отцеплению специальным световым табло на нижней поверхности крыла носителя и сиреной. Истребители отделялись от ТБ-3, производили бомбометание. На аэродром возвращались «своим ходом», подцепка в воздухе не предусматривалась. Для повышения скоростных характеристик носителя предполагалась работа моторов И-16 в полете. Чтобы радиус действия не снижался, спроектировали специальную систему питания моторов истребителей от самолета-носителя: крайние крыльевые баки ТБ-3 емкостью 600 литров заполнялись бензином Б-3, который по системе трубопроводов и шлангов шел к моторам И-16. Двигатели М-34 самолета ТБ-3 работали на бензине марки Б-2. Максимальная дальность полета такого «звена» достигала 2500 км. Вся эта система называлась «составным пикирующим бомбардировщиком» (СПБ).

Бомба ФАБ-250 под крылом И-16

Летом 1938 г. СПБ прошел испытания и был принят на вооружение. Заказали по 20 самолетов-носителей для ВВС РККА и ВВС Военно-Морского флота. Немедленного развертывания серийного производства СПБ не получилось: полного комплекта чертежей установки у Вахмистрова (КБ-29) тогда не было, многие усовершенствования во время испытаний делались «по месту». В 1939 г. заказ сократили до 12 машин. В 1939 г., после разработки ряда проектов, а затем и постройки специализированных пикирующих бомбардировщи-

ков интерес к СПБ у ВВС снизился, так как на расстояние до 2500 км до цели можно было доставить только 1000 кг бомб.

Для производства системы «звено» выделили авиационный завод № 207. Из-за организационных неурядиц выпуск разворачивался довольно медленно. Только 20 ноября 1939 г. ВВС согласились передать для ВМФ 12 ТБ-ЗРН (по 4 для ВВС ЧФ, КБФ, ТОФ). Эти самолеты уже были изношены, требовался их капитальный ремонт.

19 января 1940 г. был заключен договор Управления морской авиации с заводом №207 на изготовление 15 комплектов СПБ (из них 12 комплектов - с установкой на самолетах в частях).

10 апреля 1940 г. начальник ГУАС К А Алексеев направил письмо наркому обороны К.Е.Ворошилову, в котором докладывал, что в НИИ ГУАС Красной Армии и КБ-29 находятся два «звена» конструкции Вахмистрова. Кроме того, на заводе № 207 имеются четыре комплекта приспособлений для сборки еще 4-х самолетов системы «звено». Далее говорилось: «Прошу Вашего разрешения указанные самолеты и имеющиеся в готовности приспособления для сборки «звена» передать в Народный комиссариат Военно-Морского флота. Начальник ВВС командарм 2-го ранга т. Смушкевич не считает возможным подвески самолетов в системе ВВС КА».

Резолюция Ворошилова от 8 мая 1940 г. гласила: «Не возражаю, если НКВМФ согласен» [124].

В связи с тем, что ГУАС КА отказалось от применения СПБ в частях ВВС, изготовляемые для них пять комплектов были переданы в авиацию ВМФ.

В июне 1940 г. директор завода № 207 Горин прекратил постройку комплектов «звено», ссылаясь на загрузку предприятия производством самолетов ББ-1 (Су-2).

Вахмистров занимался дальнейшим совершенствованием системы для флота, проектируя СПБ с подвеской на самолетах И16-М63 двух фугасных авиабомб весом по 500 кг (ФАБ-500) или с подвеской И-16 в истребительном варианте для дальней ПВО. Однако со второй половины 1940 г. Наркомат авиационной промышленности полностью прекратил финансирование всех работ по «звену», объясняя свое решение внедрением в текущем году в серийное производство пикирующих двухмоторных бомбардировщиков, а также проектированием новых опытных самолетов [125]. Вахмистров, по приглашению Поликарпова, перешел работать в его КБ на завод №51.

Слабым местом системы «звено» являлся носитель ТБ-3 - устаревшая и изношенная машина с низкими летно-тактическими характеристиками. В связи с развертыванием серийного производства новых четырехмоторных бомбардировщиков В.М.Петлякова ТБ-7 (Пе-8), возникла идея использовать этот самолет в качестве носителя. В декабре 1940 г. штаб авиации ВМФ разработал оперативно-тактическое обоснование применения комплексных звеньев ТБ-7 с двумя И-16. Приведем выдержки из него, достаточно полно показывающие значимость этой системы для флота:
 «Основными задачами комплексных звеньев (ТБ7+2И16) на морских театрах являются:

1. Прикрытие действий своего флота от налетов авиации противника на удалении до 300 км от ближайших аэродромов.

2. Прикрытие от действия авиации противника воен-но-морских баз путем длительного патрулирования в воздухе (в течение 6,5 часов).

3. Бомбардировочные действия с пикирования по транспортам и легким силам противника на удалении до 300 км от ближайших сухопутных аэродромов.

4. Обеспечение от налетов авиации противника наших коммуникаций (устье Белого моря-Мурманск, Владивосток-Сов. Гавань).

Главнейшие преимущества в применении комплексных звеньев по сравнению с существующими на вооружении истребителями, действующими непосредственно с аэродромов, заключаются в следующем:

1. Применение ТБ7 как матки для истребителей увеличивает радиус действия существующих истребителей в 2 раза.

2. Позволяет с меньшим напряжением для истребительных частей нести в течение всего светлого времени непрерывное дежурство в воздухе при обороне ВМФ и других важнейших объектов. (Пример: при обороне ВМБ (военно-морских баз. - В.И.) путем одновременного дежурства в воздухе 18 истребителей, работающих с аэродромов в течение 12 часов светлого времени, потребуется сделать 144 самолето-вылета по 1,5 часа каждого. При применении комплексных звеньев потребуется сделать 18 звенье-вылетов по 6 часов каждый вылет).

3. Позволяет с меньшим напряжением для истребительных частей обеспечивать корабли флота сопровождением на удалении до 300 клм от аэродромов» [126].

При этом предполагалось, что в случае применения звена ТБ7-2И16 для охраны флота И-16 будет иметь 10 минут для ведения боя, продолжительность нахождения И-16 на носителе до отцепления в районе действия (т.е. на расстоянии 300 км от базы) составит 3,5 часов, а общая продолжительность полета ТБ-7 - 6,3 часа [127].

Из-за незначительного числа выпущенных бомбардировщиков ТБ-7 и большой потребности в них, ВВС отказались передать флоту даже несколько машин. Переписка и согласование спорных вопросов заняли довольно много времени и к началу Великой Отечественной войны к взаимному соглашению прийти не удалось.

22 июля 1941 г. Штаб ВВС ВМФ известил командующего ВВС Черноморского флота генерал-майора авиации Русакова:

«Народный Комиссар Военно-Морского Флота Адмирал Кузнецов разрешил использование звена СПБ инженера Вахмистрова.

Для технического руководства монтажом установок на самолетах ТБЗ и И-16 командирую инженера завода № 51 тов. Вахмистрова.

Помимо этого задания на тов. Вахмистрова возлагается руководство эксплуатацией звена СПБ в первое ремя до освоения оборудования летно-техническим составом части» [128].

Вахмистров, прибыв на Черноморский флот, занялся не только монтажом установок СПБ, но и некоторыми усовершенствованиями боевой техники.

Боевое применение СПБ оказалось очень эффективным. И-16 системы «звено» бомбили Констанцу, ими был уничтожен Черноводский мост через Дунай. Самолеты бомбили переправы немцев через Днепр.

13 августа 1941 г. Вахмистров написал справку-до-клад заместителю начальника Управления морской авиации генерал-майору Коробкову о проделанной работе:

«В настоящее время в 62-й АБ (авиабригаде. - В.И.) восстановлен монтаж установок «СПБ» на 3-х самолетах ТБЗ и 6-ти самолетах И-16, заканчивается монтаж еще одного «звена» (ТБ2+2И16). За время моей командировки были произведены следующие дополнительные работы:

1. На самолетах ТБЗ установлены бронеспинки у левого пилота, борттехника и заднего стрелка.

2. В проходе между сиденьями летчиков установлена откидная дуга с гнездом под шкворень спарки ДА, что дает возможность правому пилоту обстреливать переднюю и заднюю верхние полусферы.

3. Под фюзеляжем самолета И-16 смонтирована установка для подвески сбрасываемого бака на 95 литров бензина. По новой схеме бензопитания после отцепки самолетов И-16 от ТБЗ питание переключается на сбрасываемые бачки, а после сбрасывания последних - на главный бак.

Установка баков проверена в воздухе и работала безотказно.

«Звено» СПБ за время моей командировки дважды вылетало для боевых операций в район Констанцы, причем первый раз самолеты И-16 бомбили цели в 13 часов при безоблачном небе. В городе перед бомбежкой было нормальное движение, зенитная артиллерия открыла огонь уже после бомбежки, что указывает на полную неожиданность и внезапность появления самолетов над целью.

При выполнении второй боевой операции - бомбежки моста через реку Дунай было 100% попаданий и мост разрушен. В обоих случаях все самолеты вернулись без единой пробоины.

Такой результат боевого применения «звена» СПБ указывает на большую его эффективность и на необходимость применения в более широком масштабе.

«Звено» СПБ должно дать значительный эффект при операциях против танковых колонн. В этом случае на меньших расстояниях один самолет ТБЗ может обслуживать 3-4 пары самолетов И-16, поднимая их на высоту 400-500 м пару за парой.

Проделанная мной работа по бронированию и усилению огня на самолете ТБЗ недостаточна, имеется возможность поставить еще 2 огневые точки в бомболюках - вперед и назад - вниз.

Кроме того, на турелях штурмана и заднего стрелка весьма желательно установить вооружение крупного калибра.

Поставленная мной броня взята с самолетов И-15 -требуется специальная броня. Наиболее уязвимым местом самолета ТБЗ является его бензобаки, ничем не предохраненные от пожара. Желательно теперь же поставить вопрос о протектировании их, что также особых трудностей не должно представлять.

Перечисленные мной вопросы:

1. Увеличение количества «СПБ» (10 ТБЗ и 40 И16 на Черном море),

2. Увеличение количества огневых точек и установка крупнокалиберных пулеметов на ТБЗ,

3. Установка спецброни на ТБЗ,

4. Протектирование бензобаков и подвод к ним инертного газа на ТБЗ.
Командование ВВС ЧФ поручило мне доложить Вам для доклада Наркому ВМФ тов. Кузнецову и проведения их в жизнь» [ 129].

Штаб ВВС ВМФ в докладе адмиралу Кузнецову 13 августа 1941 г. писал о том, что для выдачи задания заводу № 207 на производство оборудования для «звеньев» требуется специальное постановления Правительства.

«ВВС ВМФ имеют 12 самолетов TB3-4M34PH, из коих 5 самолетов уже оборудованы подвесками инженера Вахмистрова. Оставшиеся 7 самолетов считаю более целесообразным использовать в качестве транспортных.

На получение же хотя бы 10 самолетов TB3-4M34PH от ВВС КА рассчитывать нельзя, т.к. эти самолеты сняты с производства еще в 1937 году и выпущены были в весьма ограниченном количестве (около 150 шт.).

В настоящее время в строевые части ВВС ВМФ начинают поступать современные пикирующие бомбардировщики ПЕ-2, применение которых после их освоения по прямому назначению даст значительно лучшие результаты, нежели истребители И-16 с ТБЭ-4М34РН по системе инженера Вахмистрова» [130].

По указанию Кузнецова был подготовлен проект постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР за подписью Сталина об оборудовании 10 самолетов TB3-4M34PH и 30 самолетов И-16 с М-63 подвесками системы Вахмистрова с учетом всех сделанных им доработок и опыта боевого применения СПБ. Одновременно прорабатывался вопрос о возможности создания комплексного «звена», состоящего из ТБ-7 и двух истребителей ЛаГГ-3 или МиГ-3 с двумя бомбами ФАБ-250 на каждом [187]. Однако тяжелое положение с авиацией,сложившееся к осени 1941 г., и ограниченные возможности нашей авиапромышленности не позволили реализовать эти проекты.


 






Какой Кинезио тейп as-sport.ru/catalog/kinezio_teyp/.