Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

И-16 тип 6

Истребители, предназначенные для отправки в Испанию, собирались более тщательно, чем обычно. Для того, чтобы выделить их из массы самолетов, предназначенных для «внутреннего» применения, им присваивалось обозначение «тип 6». По опыту войны в конструкцию машин вносились изменения. Прочность отдельных элементов повысили, для снижения аэродинамического сопротивления отверстия в капоте сделали более короткими. Позже появилась открытая кабина с неподвижным козырьком.

Изменения, проверенные в боях на «экспортных» И-16 тип 6, внедрялись в серийное производство И-16 тип 5 для отечественной авиации.

В Испании вместе с квалифицированными советскими пилотами рука об руку сражались добровольцы из других стран, испанские летчики. Для подготовки летных кадров для республиканской авиации под Кирово-бадом (Азербайджан) в 1936 г. создали специальную авиационную школу. Выбор места для ее размещения определялся тем, что ландшафт, климат и природные условия Кировобада очень похожи на испанские.

Эксплуатационная оценка истребителя была такой же высокой, как и летная. Один из военных советников писал: «Самолет И-16 весьма надежная и выгодная в эксплуатации конструкция. Самолеты И-16 в Испании эксплуатируются в тяжелых условиях при наличии большинства плохих аэродромов, сплошной пыли и мелких камней..., круглый год хранятся под открытым небом. Часть И-16 в Испании эксплуатируется около двух лет и налетали в среднем по 300 часов и среди них нет ни одного самолета, не имеющего ремонта по причине аварий или воздушных боев... Живучесть самолета И-16 очень велика. Как доказано практикой полетов и ремонта материальной части, самолет И-16 допускает почти любой ремонт. Ремонт несложен и возможен в любых условиях... У некоторых самолетов почти не осталось заводских неотремонтированных деталей» [48].

Всего в Испанию отправили 455 истребителей И-16 и 20 УТИ-4. Поступили же через испано-французскую границу, порты Аликанте и Картахена, соответственно, 422 и 4 машины. Германский, итальянский и франкистский флоты перехватывали и топили суда с грузами для Испании.

Республиканцы организовали капитальный ремонт истребителей И-16 на своих заводах SAF-15 в Аликанте и SAF-21/23 в Баньоласе. В связи с усилившейся морской блокадой была сделана попытка серийной постройки И-16 на заводе SAF-15, затем на заводе SAF-21/23. Всего там выпустили около 40 И-16 и 4-5 УТИ-4. Около 90 машин к концу испанской войны остались недостроенными [49].