Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

ЦКБ-12бис

Передача ЦКБ-12бис 7 сентября 1934 г. в Щелково на государственные испытания не вызвала энтузиазма у руководства ВВС - там считали машину лишней, ненужной. Испытания продолжались до 12 октября. Ведущим инженером был Воеводин, ведущим летчиком-испытателем - Коккинаки, на самолете летал также Лагутин. Была достигнута максимальная скорость 382 км/ч у земли, 437 км/ч на высоте 3000 м, 413 км/ч на 5000 м, выявлены некоторые «детские болезни» конструкции, в частности, в работе вооружения. Высоту 5000 м самолет набирал за 6,8 мин и достигал потолка 8300 м.

1 октября 1934 г. начальник ГУАП Королев направил Сталину рапорт: «Доношу, что истребитель И-16 завода № 39 с мотором «Райт-Циклон» дал скорость 430 км/ч на высоте 3000 м, поставив нас на первое место в мире по истребителям».

На этот рапорт Сталин наложил следующую резолюцию: «Тов. Королев! Мировой рекорд скорости не 430 км [в час], а 500 км [в час], осуществленный уже в Англии и, может быть, и во Франции. До «первого места в мире» еще далеко» [132].

Посадочная скорость ЦКБ-12бис возросла на 12 км/ч. Официально по этой причине машина официально не прошла госиспытаний, хотя близкий к ней И-16 с М-22 и, соответственно, худшими характеристиками уже строился серийно.

В отчете по госиспытаниям, который утвердил Я.И.Алкснис, говорилось: «По своим летным данным самолет не уступает современным опытным заграничным истребителям». Но одновременно с этим справедливо указывалось, что возможности повышения летных данных машины далеко не исчерпаны. Отмечались дефекты шасси, недостатки вооружения (устранить которые в сравнительно короткий срок было вполне возможно).

Заключение отчета содержало следующие требования:

«1. Заводу № 39 форсировать работы по дальнейшему улучшению самолета, в частности:

а) доработать туннельный капот мотора,

б) спроектировать специальный винт для самолета,

в) установить щитки на колеса,

г) проработать вопрос об установке мотора М-58, доводя максимальную скорость до 470 км/ч и снизив время набора высоты 5000 м до 6 мин.

2. Ввиду наличия большой посадочной скорости, заводу установить на самолете щитки взамен малоэффективного отгибания (зависания. - В.И.) элеронов.

3. Шасси и подъемный механизм являются ненадежными и на серийные самолеты допущены быть не могут...

6. Все указанные дефекты устранить на серийных самолетах.

7. Новое жесткое шасси и надежно работающий механизм подъема заводу № 39 установить на самолет и передать на госиспытания не позже 15.XI.1934 г.» [22].

Из этих замечаний, в общем справедливых, Николай Николаевич не мог согласиться лишь с одним: с установкой мотора М-58 вместо Райт «Циклон» F-3, т.е. с целью «развести» И-14 и И-16. Он пытался доказать руководству ВВС, что ЦКБ-12бис по всем летным характеристикам превосходит И-14, что самолет имеет резервы, направил таблицу сравнения летных характеристик истребителей на лыжах, подтверждающих правоту его высказываний, но тщетно.Позже, в октябре 1937 г., Николай Николаевич в своем письме Смушкевичу так описывал события октяб-ря-декабря 1934 г.: «Летные данные этого самолета (ЦКБ-12бис с Райт «Циклон» F-3. - В.И.) превышали данные самолета И16-М22 более чем на 100 км/ч. Казалось бы, что ВВС должен был с руками оторвать этот самолет, но на самом деле ВВС игнорировали его, ссылаясь, что его полностью удовлетворяет самолет И16-М22, что его пугают посадочные скорости, что самолет... полностью не доведен и т.д.» [8].

В 1934 г. Николай Николаевич отправился в очередную заграничную командировку. «Летом 1934 года папа поехал за границу в Англию на смотр королевской авиации, где он пробыл довольно долго, - вспоминала дочь конструктора. - Он привез из своей поездки много интересных и невиданных вещей: патефон с набором прекрасных пластинок, красивую кожаную куртку себе, мандариновое варенье и даже бананы. Он много рассказывал о поездке, о пребывании в Англии, как он, любя простые блюда, особенно жареный картофель, ходил обедать в доки, где подавался ростбиф, а к нему гарнир из картошки в неограниченном количестве, где столовые приборы были прикованы к столам цепями. Он рассказывал, как любезно принимал советскую делегацию посол И.М.Майский, как А.Н.Туполев катался верхом на корове задом наперед, и многое другое» [24].

Поликарпов детально ознакомился с каждым из представленных на смотр самолетов, беседовал с конструкторами, летчиками. Поездка позволила правильно оценить перспективы развития авиации, уточнить направления деятельности КБ, в том числе и в отношении дальнейшего совершенствования истребителя И-16.

 






Смотрите информацию Проектирование Электроснабжения В Офисе на нашем сайте.