Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

И-16 тип 10

В 1938-1939 гг. И-16 тип 10 численно преобладал среди других модификаций И-16. Машины первых серий из-за нехватки моторов М-25В иногда оснащали и М-25А. Производство И-16 тип 10 прекратилось в третьем квартале 1939 г. (за этот год построили 403 самолета) [75].

И-16 тип 10 двадцать седьмой серии

На основе И-16 тип 10 на заводе № 21 в начале 1939 г. построили истребитель сопровождения И-16 тип 20 с двумя сбрасываемыми в полете подвесными баками. Главный конструктор завода Пашинин нашел удачное конструктивное решение, что подтвердили испытания, которые проводил летчик-испытатель Т.П.Сузи. Для войсковых испытаний построили три машины указанного типа. Ввиду прекращения производства И-16 тип 10, летом 1939 г. сбрасываемые подвесные баки использовались на И-16 других модификаций.

В марте 1938 г. 31 экземпляр И-16 тип 10 доставили в Испанию, где его назвали «супер моска», в течение лета -еще 90 машин. Основной проблемой республиканской авиации являлась нехватка двигателей. Когда в 1938 г., наконец, поступила небольшая партия высотных американских моторов Райт «Циклон» F-54 и F-57, их установили и на И-16 тип 10, что улучшило летные характеристики. Моторов было немного, поэтому ими оснастили истребители эскадрильи № 4, которой коман-

довал Антонио Арриас. И-16 с низковысотными отечественными моторами могли на равных бороться с «Мес-сершмиттами» Bf-109C до высот 3500 м; выше, благодаря двигателю с большей высотностью, преимущество переходило к противнику. Американские моторы позволяли сражаться с франкистами практически на всех высотах. Это было продемонстрировано в сражении над рекой Эбро, когда 18 сентября 1938 г. двенадцать И-16 атаковали сверху шестнадцать «Мессершмиттов» и сбили четыре из них [ 14].

В Испании на базе И-16 тип 10 разработали его двухместный учебно-боевой вариант с вооружением [50].

Летом 1939 г. построили облегченные истребители с М-25В № 1021241 и № 1021242, а также с М-25А № 1021243. И-16 № 1021241 был вооружен двумя синхронными ШКАС и имел взлетный вес 1507 кг, № 1021242 - двумя синхронными ШКАС и двумя крыльевыми (вес 1561 кг). И-16 № 1021243 был вооружен аналогичном» 1021241. Завершившиеся в августе 1937 г. государственные испытания машин показали, что по сравнению с серийным И-16 с М-25В характеристики самолетов возросли. Однако руководство ВВС считало, что вносить изменения в серийные машины не имеет смысла. В октябре 1937 г. Николай Николаевич писал Смушкевичу: «...Наши предложения по облегчению самолета И-16 проходили через ВВС с громадным сопротивлением... Поэтому выстроенные нами опытные самолеты И-16 по старым техтребованиям оказались несоответствующими новым установкам, а мы дезориентированными, куда направить опытное строительство» [8].

И-16 тип 10 участвовали и в войне в Китае, в вооруженном конфликте у озера Хасан, на Халхин-Голе.

В феврале-марте 1939 г. в Киевском военном округе проходили госиспытания И-16 № 1021518 с мотором М-25В серии 27 - эталона И-16 тип 10 на первое полугодие 1939 г. Он отличался возможностью использования убираемых в полете лыж Р-39, в связи с чем нижнюю часть капота переделали. Вместо четырех продолговатых отверстий с выхлопными патрубками на нижней части капота сделали два, прижатых к крылу, со сдвоенными патрубками. Иллюминаторы для подсветки приборной доски сверху упразднялись ввиду установки электрического освещения. Откидные борта кабины были сделаны с двух сторон. Опытный экземпляр имел удлиненный кок винта, на серийных ставились коки привычного типа. При взлетном весе 1716 кг истребитель при убранных лыжах развивал у земли скорость 389 км/ч, на высоте 3180 м - 438 км/ч, набирал высоту 5000 м за 6,9 мин, время виража на высоте 1000 м равнялось 16,5 с.

Было признано, что самолет прошел госиспытания, однако отмечалось, что его скорость уже не соответствует требованиям сегодняшнего дня и рекомендовали предъявить на испытания в качестве эталона на второе полугодие 1939 г. И-16 с более мощным мотором [76]. Ряд экземпляров последних серий И-16 тип 10 выпускался уже с М-62.