Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

Новое поколение

«Мессершмитт», с которым нашим летчикам пришлось познакомиться в Испании, принадлежал к новому поколению истребителей, которым суждено было вынести на своих плечах всю тяжесть Второй мировой войны. Помимо Bf 109, к нему принадлежали британские «Хо- укер» «Харрикейн» и «Супермарин» «Спитфайр», а также американские «Белл» Р-39 и «Кертисс» Р-40. Принадлежал к нему и советский Як-1 (и его многочисленные модификации). Общей чертой для всех этих машин, помимо монопланной схемы и убирающегося шасси, стало мощное пушечно-пулеметное вооружение и V-образные двигатели жидкостного охлаждения, обладавшие меньшим лобовым сопротивлением по сравнению со звездообразными моторами воздушного охлаждения.

Такие моторы — «Даймлер-Бенц» DB 601, «Роллс-Ройс» «Мерлин», «Аллисон» V-1710 — обладали более высокой абсолютной и удельной мощностью по сравнению с моторами прежнего поколения (тем же BMW VI). К тому же такая схема двигателя позволяла реализовать идею т.н. мотор-пуш- ки — пушки, устанавливавшейся в развале цилиндров мотора и стрелявшей через его вал. Первыми такую идею реализовали французы в своем двигателе HS 12Y, устанавливавшемся (в комплекте с 20-мм пушкой) на архаичном моноплане «Девуатин» D.510 и более современных самолетах D.520 того же производителя и MS.406 фирмы «Моран-Солнье». Именно этот мотор, производившийся по лицензии в СССР под обозначением М-100, стал основой для целого семейства двигателей, разработанных В.Я. Климовым. К нему принадлежал и М-105 (ВК-105), в различных модификациях устанавливавшийся на истребители Яковлева. В Германии двигателями, приспособленными для установки мотор-пушки, стали DB 601 и DB 605, которыми комплектовались основные модификации Bf 109. Британские же и американские конструкторы отдавали предпочтение размещению вооружения в крыльях (пожалуй, единственным исключением стала экстравагантная «Аэрокобра» Р-39).

Немецкий Bf 109 стал первым из истребителей нового поколения и единственным, успевшим принять участие в гражданской войне в Испании. В СССР подобные серийные самолеты появились лишь спустя несколько лет. Как ни прискорбно, но существовала вполне реальная возможность опередить в этой области Германию (или хотя бы идти с ней «в ногу»), а не оказаться вдруг в положении догоняющего. Дело в том, что «король истребителей» Поликарпов, несмотря на свою приверженность двигателям воздушного охлаждения, обладающим большей боевой живучестью и более простыми в эксплуатации, занимался и истребителями с моторами жидкостного охлаждения. В 1934 г. он проектирует самолет И-17 под только что закупленный французский мотор HS 12Ybrs (750 л.с.). С технологической точки зрения самолет был подобен И-16, но по основным параметрам — площади крыла, более передней центровке, увеличенному плечу оперения — являлся совершенно новым самолетом.

На летные испытания И-17 вышел в сентябре 1934 г. — на восемь месяцев раньше первого прототипа Bf 109. Несмотря на предельно обжатый фюзеляж, новый моноплан Поликарпова не показал существенных преимуществ над И-16 — максимальная скорость составила 455 км/ч. Тесной была кабина, неудачной признали конструкцию шасси. Но самолет отличался хорошей ма-невренностью и устойчивостью, а также мощным для того времени вооружением из четырех 7,62-мм пулеметов в крыле — словом, имело смысл продолжить его доводку. Увы, из-за загруженности конструкторского бюро работы велись крайне медленно. Второй экземпляр И-17 с доработанным шасси и некоторыми другими усовершенствованиями был готов в 1935 г. А 17 ноября 1936 г. впервые поднялся в воздух третий образец, получивший индекс И-17бис.

Эта машина была оборудована немного более мощным двигателем, закрылками, измененным фонарем кабины летчика. Но главное — на ней установили 20-мм мотор-пушку ШВАК, которую дополняли два 7,62-мм пулемета ШКАС в крыле. Испытания показали, что самолет отличается хорошей управляемостью и простотой управления. Магический рубеж скорости в 500 км/ч, правда, так и не был преодолен (различные источники указывают максимальную скорость И-17бис в пределах 465—489 км/ч), но это можно было бы исправить установкой в дальнейшем более мощного двигателя. Именно так поступили в Германии — первые серийные Bf 109В и С имели максимальную скорость всего 460—470 км/ч. В СССР же работы по совершенствованию И-17 велись ни шатко ни валко до 1939 г., когда были окончательно прекращены. Свою роль в такой ситуации сыграло и отсутствие надлежащего интереса со стороны заказчика — ВВС Красной армии. Советские военные в определенной мере оказались заложниками успеха И-16 в Испании...

Сложись ситуация по-другому, уже в 1937—1938 гг. можно было бы ожидать полномасштабного производства И-17. Вероятно, удалось бы избежать и «лихорадки» 1939 г., когда разработка новых истребителей началась едва ли не десятком новых конструкторских бюро. Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения. В реальности, пока советские заводы штамповали сотни и тысячи морально устаревающих И-15бис, И-153 и И-16, германская авиапромышленность планомерно внедряла в производство все новые и новые модификации Bf 109 — самолета, обеспечившего Люфтваффе господство в воздухе. Но опыт создания И-17 не пропал даром — именно на этом самолете прошла испытания отечественная мотор-пушка, а сам истребитель задал определенный стандарт — не случайно у Як-1 и ЛаГГ-3 размах и площадь крыла практически соответствовали аналогичным параметрам И-17.

 
И-15бис
И-16 тип 4
И-16 тип 10
И-16 тип 24
И-17 (2-й прототип)
Тип двигателя
М-25В
М-22
М-25
М-63
М-100
Мощность, л.с.
750
480
750
900
750
Размах крыла, м
10,20
9,00
9,00
9,00
10,00
Длина самоле­та, м
6,28
5,86
6,07
6,13
7,37
Высота самоле­та, м
 
3,25
3,25
3,25
2,55
Площадь крыла, кв. м
22,50
14,54
14,54
14,54
17,65
Масса, кг: пустого самолета нормальная взлетная
1310
1730
1080
1354
1327
1716
1383
1882
1560
1917
Максимальная скорость, км/ч: у земли на высоте
372
379
362
346
398
448
410
462
485
Скороподъем­ность, м/с
10,4
11,4
14,7
14,7
 
Практический потолок, м
9800
7440
8470
9700
9700
Дальность поле­та, км
770
680
525
440
800
Вооружение, количество х калибр
4x7,62
2x7,62
4x7,62
4x7,62
4x7,62