јвиаци€ и самолЄты
   
поиск по сайту

–ождение Ђсто дев€тогої

ѕроцесс строительства Ћюфтваффе в 30-е гг. отличалс€ завидной планомерностью. ѕрин€тие на вооружение определенного типа самолета в большинстве случаев со-провождалось объ€влением конкурса на его «сменщика». “аким образом, обеспечивалс€ довольно высокий темп обновлени€ самолетного парка, а конкуренци€ различных фирм способствовала отбору наиболее удачных конструкций с высокими летно-тактическими характеристиками. —леду€ этому принципу, уже в начале 1934 г. был объ€влен конкурс, предусматривавший разработку истребител€-моноплана со скоростью не менее 450 км/ч. ¬ качестве силовой установки предполагалс€ один из новейших V-образных моторов жидкостного охлаждени€ Jumo 210 мощностью 600—700 л.с. в зависимости от модификации.

¬ конкурсе прин€ли участие четыре фирмы, показавшие совершенно разные взгл€ды на облик будущего истребител€. —амым консервативным оказалс€ проект фирмы «јрадо». ≈е конструкторы сочли применение убирающегос€ шасси излишне рискованным с технической точки зрени€. —амолет јг 80 имел фиксированные стойки шасси и низкорасположенное крыло с изломом типа «обратна€ чайка», позволившее несколько уменьшить длину этих стоек. Ќеубирающеес€ шасси вкупе с примененными при проектировании несовершенными методиками расчета привело к тому, что јг 80 и близко не дот€гивал до технического задани€ — он смог развить максимальную скорость лишь 412 км/ч. ≈ще хуже были параметры ис-требител€ FW 159 фирмы «‘окке-¬ульф». Ёта машина представл€ла собой подкосный моноплан-парасоль с уби-рающимс€ шасси довольно сложной кинематики. Ќо не-высокое совершенство крыла и наличие мощных подкосов, создающих дополнительное сопротивление, привело к тому, что FW 159 мог разогнатьс€ лишь до 385 км/ч.

ѕрототип Bf 109V3 с мотором Jumo 210ј

Ќаиболее серьезным претендентом на победу не без оснований считалс€ «’ейнкель» Ќе 112 — ведь разработавша€ его фирма была единственной из участвовавших в конкурсе, котора€ обладала опытом разработки скоростных самолетов-монопланов (ее пассажирский самолет и дальний разведчик Ќе 70 стал зторым в ≈вропе после немановского ’ј»-1 самолетом с убирающимс€ шасси).  онструкторы «’ейнкел€» применили на своем истребителе крыло, в плане близкое к эллиптическому, оптимальному в смысле минимума лобового сопротивлени€ при заданном коэффициенте подъемной силы. ќднако Ќе 112 имел довольно большую массу и отличалс€ сложностью в производстве. » хот€ эту машину в практически полностью перепроектированном варианте Ќе 112¬ в конце концов довели до серийного выпуска, производилась она в очень небольшом количестве и лишь на экспорт.

ѕобедителем в конкурсе оказалась фирма «Ѕайерише флюгцойгверке» (BFW), главный конструктор которой ¬илли ћессершмитт не имел опыта работ в области боевой авиации и ранее занималс€ лишь небольшими учебными и спортивными (туристическими) самолетами. ќдин из них — четырехместный низкоплан с убирающимс€ шасси Bf 108 «“айфун» — послужил прообразом дл€ истребител€ Bf 109. ѕервый образец истребител€ — Bf 109V1 — вышел на испытани€ в мае 1935 г. «наком€сь с мнени€ми летчиков-испытателей об этой машине, трудно избежать параллелей с »-17 — и в √ермании, и в ———– пилоты, привыкшие к открытым кабинам бипланов, жаловались на тесноту и плохой обзор из кабины.   тому же «мессершмитт» отличалс€ необычно высокой по тем временам нагрузкой на крыло, а установленные на нем предкрылки не всегда выходили одновременно, что создавало определенные проблемы при полете на малых скорост€х и маневрировании. ”наследованна€ от Bf 108 схема уборки шасси — основные стойки складывались в крыло наружу по направлению от оси самолета — обусловила очень узкую колею, что затрудн€ло руление на земле. √ораздо более при€тным дл€ летчиков был Ќе 112V1, но он смог развить лишь 430 км/ч, в то врем€ как Bf 109V1 — 466 км/ч. ќтмеченные же в ходе испытаний недостатки Bf 109 были устранены довольно оперативно — в отличие от медленной доводки »-17. ¬ этой ситуации нагл€дно видно преимущество конкуренции над монополизмом — «король истребителей» ѕоликарпов, ведущий сразу несколько проектов (напомним, что нар€ду с созданием »-17 он занималс€ совершенствованием и созданием новых модификаций »-15 и »-16), просто вы-нужден был жертвовать некоторыми из них.

»тоги сост€зани€ BFW и «’ейнкел€» конкурсна€ комисси€ Ћюфтваффе подвела летом 1936 г. ѕреимущество Bf 109 в маневренности и скорости было неоспоримым, и машину прин€ли на вооружение. ј в но€бре
1936 г. подн€лс€ в воздух четвертый прототип Bf 109V4, приспособленный под установку мотор-пушки. ѕравда, за неимением таковой в развале цилиндров двигател€ временно установили 7,92-мм пулемет MG 17. ≈ще два таких же синхронных пулемета смонтировали над мотором.  ак видим, конструкторы баварской фирмы успешно преодолели отставание по срокам от ѕоликарпова — »-17бис с мотор-пушкой вышел на испытани€ в том же мес€це. Ќо моноплан ѕоликарпова так и осталс€ прототипом, a Bf 109V4 был первой из дес€ти предсерий- ных машин Bf 109¬-0. Ќе упустили немецкие военные и первой же возможности опробовать новый истребитель в бою — уже в декабре 1936 г. самолеты Bf 109V3, V4, V5 и V6 прибыли в »спанию дл€ войсковых испытаний в составе истребительной группы легиона « ондор».

Bf 109≈-1 из JG27 выруливает на взлет. Ќа заднем плане — т€желые истребители Bf Ќќ—

ƒальнейшее совершенствование «мессершмитта» осу-ществл€лось в ходе серийного производства путем создани€ новых модификаций. “ой же осенью 1936 г. началс€ выпуск первых серийных Bf 109¬-1 с двигател€ми Jumo 210Da взлетной мощностью 640 л.с. (на высоте — 720 л.с.) и вооружением из пары 7,92-мм пулеметов (мотор-пушка еще не была доведена). Ћетом 1937 г. в серию пошел Bf 109¬-2 с трем€ пулеметами и новым двухлопастным металлическим винтом вместо дерев€нного.

ќдновременно на машинах предсерийной партии ис-пытывались многочисленные нововведени€ — 20-мм мотор-пушка MG FF, усиленное пулеметное вооружение (два синхронных и два крыльевых пулемета MG 17), двигатели Jumo 210Ga с непосредственным впрыском топ лива (мощность 700 л.с. у земли и 730 л.с. на высоте) и DB бќќја (960 л.с.). ѕо мере готовности эти новшества внедр€лись на серийных машинах. ¬есной 1938 г. началс€ выпуск Bf 109—-1 с двигателем Jumo 210Ga и четырьм€ пулеметами. ¬ариант Bf 109D получил усиленную конструкцию планера, из-за чего масса его возросла. ѕредполагалось компенсировать это установкой мощного мотора DB 600ј, но весь объем производства таких двигателей поглощалс€ заводами, выпускавшими бомбардировщики Ќе 111. ѕоэтому на Bf 109D-1, выпускавшихс€ с весны 1938 г. параллельно с Bf 109—-1, пришлось устанавливать менее мощные двигатели Jumo 210Da. ѕот€желевший самолет имел скорость даже меньшую, чем Bf 109¬-1 (450 км/ч), хот€ в общем летные данные считались удовлетворительными.

Ќовые машины практически немедленно отправл€лись в »спанию, превращенную в гигантский полигон дл€ новейшей техники Ћюфтваффе. ¬ марте 1937 г. на ѕиренеи прибыли первые Bf 109¬-1 (в бой они пошли в июле того же года). —ледом за ними последовали самолеты модификации ¬-2, а весной 1938 г. — —-1 (правда, таких самолетов в »спанию попало лишь п€ть единиц). ќдин из Bf 109¬-1 стал республиканским трофеем в декабре
1937 г. —начала машину испытали французские специалисты, прибывшие с этой целью в Ѕарселону. ¬ 1938 г. 
самолет доставили в ———–, где он прошел всесторонние испытани€ в Ќ»» ¬¬—. Ѕыла отмечена чрезвычайна€ простота в управлении, исключительна€ дл€ истребител€ продольна€ и поперечна€ устойчивость, удачна€ механизаци€ крыла, обеспечивающа€ малую посадочную скорость и отличную маневренность: при отклоненных закрылках Bf 109¬-1 выполн€л установившийс€ вираж при скорости 170—180 км/ч, а »-16 — 220—240 км/ч, поэтому радиус виража у «мессершмитта» был меньше. “о есть изделие ¬илли ћессершмитта фактически поставило точку в полемике между сторонниками скоростных монопланов и маневренных бипланов, показав, что скорость и маневренность вполне можно совместить в одном истребителе. —реди других положительных моментов советские специалисты отметили простоту в производстве, высокую живучесть и ремонтопригодность цельнометаллической конструкции, комфортную кабину с удачно расположенными приборами, удобным сиденьем и системой вентил€ции. Ќаиболее серьезным недостатком признали винт фиксированного шага, не позвол€ющий в полной мере реализовать располагаемую мощность, расположение непротектировачного бензобака возле сидень€ пилота и отсутствие противопожарной перегородки.

¬ общей сложности к концу 1938 г. построили более 1000 самолетов Bf 109B/C/D. ѕерва€ модификаци€ выпускалась заводами «ћессершмитт» в југсбурге, «‘изелер» и «Ёрла». ќтносительно немногочисленные Bf 109— выпускались лишь аугсбургским заводом, а почти 650 Bf 109D построили заводы «‘окке-¬ульф», «Ёрла», «‘изелер» «јрадо» и AGO. ѕрактически все они поступили в Ћюфтваффе — кроме бывших самолетов легиона « ондор». переданных »спании, и дес€тка Bf 109D-1, поставленных в начале 1939 г. Ўвейцарии.
ќднако все Bf 109 ранних модификаций были своего рода «разминкой». ѕо-насто€щему боевым истребителем стала следующа€ модификаци€ — Bf 109≈, поставки которой начались в €нваре 1939 г. Ётот вариант, базировавшийс€ на планере Bf 109D, получил, наконец, новый двигатель DB 601, развивающий свыше 1000 л.с., и трехлопастный винт измен€емого шага, позвол€ющий полной мерой реализовать возросшую мощность. ћаксимальна€ скорость возросла до 560 км/ч, на добрую сотню километров в час превысив показатель прежних модификаций «мессершмитта». ѕрименение на моторе системы непосредственного впрыска выгодно отличало Bf 109≈ от многих современных ему истребителей — ему были не страшны отрицательные перегрузки, возникающие при переходе из горизонтального полета в пикирование, что €вл€лось серьезной проблемой дл€ карбюраторных двигателей. Bf 109≈ массово производилс€ в 1939—1940 гг. (если в 1938 г. выпустили пор€дка 400 Bf 109, то за первые восемь мес€цев 1939 г. — до начала ¬торой мировой войны — 1091 Bf 109≈) и существовал в целом р€де модификаций. Ћишь конспективно перечислим основные из них:
— Bf 109≈-1 — двигатель DB 601ј (1100 л.с.), вооружение из четырех 7,92-мм пулеметов MG 17 (два синхронных и два крыльевых). ¬ыпущено 1183 машины, включа€ 110 истребителей-бомбардировщиков Bf 109≈- 1/¬, приспособленных дл€ подвески одной 250-кг или четырех 50-кг бомб;
— Bf 109≈-2 — небольша€ сери€ самолетов с двигателем DB 601ја (1175 л.с.), приспособленным дл€ установки мотор-пушки, вооруженных трем€ 20-мм пушками MG FF (одна в развале цилиндров двигател€ и две в крыле) и двум€ синхронными пулеметами MG 17;
— Bf 109≈-3 — перва€ массова€ модификаци€ «сто дев€того», наконец-то получивша€ пушечное вооружение. ѕоскольку состав вооружени€, опробованный на Bf 109≈-2, оказалс€ слишком т€желым, на Bf 109≈-3 его ограничили лишь одной мотор-пушкой и парой синхронных пулеметов (хот€ некоторое количество Bf 109≈-3 таки получило крыльевые пушки). — осени 1939 г. изготовили 1276 таких самолетов, а кроме того, в этот вариант доработали много Bf 109≈-1;
— Bf 109≈-4 — внедрен комплекс доработок по опыту первых боев в ≈вропе. ¬ частности, на самолете по€вилась бронезащита (установлена бронеспинка, а чуть позже и бронезаголовник), изменена конструкци€ сдвижной части фонар€ дл€ упрощени€ его производства и улучшени€ обзора. ”станавливалась пушка MG FF/M, приспособленна€ дл€ стрельбы патронами с более мощным метательным зар€дом, что увеличивало начальную скорость снар€да. „асть самолетов оборудовалась двигател€ми DB 601N (1175 л.с.) с улучшенными высотными характеристиками. “акой вариант обозначалс€ Bf 109E-4/N. —уществовала и истребительно-бомбардировочна€ модификаци€. ¬ общей сложности с весны 1940 г. построили 561 Bf 109≈-4 (включа€ 211 Bf 109≈-4/¬, 20 Bf 109E-4/N и 15 Bf 109E-4/BN);
— Bf 109≈-5 и ≈-6 представл€ли собой самолеты-раз- ведчики на базе соответственно Bf 109≈-3 (29 машин) и Bf 109E-4/N (9);
— Bf 109≈-7 — вариант, приспособленный дл€ подвески 300-л подвесного топливного бака или 250-кг бомбы на универсальном подфюзел€жном держателе. Ўтатным счи-талс€ двигатель DB 601N, но встречались и машины с мо-торами DB 601ј либо DB 601ја. ƒебютировал в бою в августе 1940 г. ¬ общей сложности изготовлено 438 машин;
— Bf 109≈-8 — применен форсированный двигатель DB 601≈ (1350 л.с.), усилено бронирование пилота. —уществовал и разведывательный вариант Bf 109≈-9. Ќо как Bf 109≈-8, так и Bf 109≈-9 строилс€ в очень небольшом количестве — осенью 1940 г., когда их запустили в серию, уже велась подготовка к производству новой модификации Bf 109F.

—амолеты Bf 109≈ уже с 1939 г. поступали за рубеж. Ќе-сколько машин прибыло в легион « ондор», хот€ в бо€х гра-жданской войны прин€ть участие они уже не успели, а по ее окончании были переданы »спании. 80 самолетов Bf 109≈- 1/≈-« в 1939—1940 гг. получила нейтральна€ Ўвейцари€ — здесь они эксплуатировались вплоть до 1949 г.

—тоит упом€нуть и еще один интересный вариант — палубный истребитель Bf 109“, предназначавшийс€ дл€ так и не построенных немецких авианосцев. ѕервоначально построили дес€ть предсерийных машин Bf 109“-0, переделанных из Bf 109≈-1, а в конце 1940 г. на заводе «‘изелер» началась постройка 60 серийных Bf 109“-1. ѕравда, в св€зи с отказом от достройки авианосца «√раф ÷еппелин» большинство самолетов выполнили в варианте Bf 109“-2, лишенном оборудовани€ дл€ полетов с палубы. “ака€ модификаци€ комплектовалась двигателем DB 601N и по своим характеристикам в основном соответствовала Bf 109E-4/N, а ее вооружение состо€ло из двух синхронных пулеметов MG 17 и двух крыльевых пушек MGFF/M.

“аким образом, германска€ авиапромышленность благодар€ планомерному подходу смогла обеспечить Ћюфтваффе единым массовым истребителем. ѕроизводство Bf 109≈ осуществл€лось на шести заводах: «ћессер- шмитт» в –егенсбурге (аугсбургское предпри€тие перевели на выпуск двухмоторных Bf 110), «Ёрла» в Ћейпциге, «‘изелер» в  асселе, «јрадо» в ¬арнемюнде, AGO в ќшерс- лебене и WNF в австрийском ¬инер-Ќойштадте. —истема организации производства позвол€ла гибко реагировать на потребности фронта, внос€ в конструкцию самолетов необходимые изменени€. ¬недрение же каждой новой модификации в строевые части происходило практически безболезненно, поскольку летным и наземным персоналом истребительных эскадр был накоплен солидный опыт эксплуатации «сто дев€тых» ранних моделей.

 

 
јг 80V2
FW
159V2
He
112B-0
Bf
109B-2
Bf
109C-1
Bf
109D-1
Bf
109E-1
Bf
109E-3
“ип двигател€
Jumo
210—
Jumo
210Da
Jumo
210F.a
Jumo
210Da
Jumo
210Ga
Jumo
210Da
DB 601A
DB 601Aa
ћощность, л.с.
640
680
680
680
730
680
1100
1100
–азмах крыла, м
10,90
12,40
9,10
9,85
9,85
9,85
9,85
9,85
ƒлина самолета, м
10,29
10,00
9,30
8,55
8,55
8,55
8,64
8,64
¬ысота самолета, м
2,64
3,70
3,80
2,45
2,45
2,45
2,50
2,50
ѕлощадь крыла, кв. м
20,34
19,50
17,00
16,35
16,35
16.35
16,35
16,35
ћасса, кг: пустого самолета нормальна€ взлетна€
1643
2126
1877
2250
1621
2250
1505
2150
1600
2300
1790
2400
1840
2510
1900
2665
ћаксимальна€ скорость, км/ч: у земли на высоте
348
413
331
382
430
510
406
463
418
468
460
477
548
542
 рейсерска€ скорость, км/ч
362
-
350
343
345
475
483
—короподъемность, м/с
9,5
-
12,8
10,2
9,51
 
15.5
 
ѕрактический потолок, м
9800
7200
8300
8200
8400
8100
10500
10500
ƒальность полета, км
895
650
1100
690
650
 
660
 
¬ооружение, количество х калибр
2x7,92
2x7,92
2x20,
2x7,92
3x7,92
4x7,92
4x7,92
4x7,92
2x20,
2x7,92


 

 






“ротуарна€ плитка в колпино от производител€ plitka-spb.ru.