Задачи И.И.СикорскогоОдной из задач И.И.Сикорского как «техника по авиационной части» авиации ВМФ являлась разработка дальнего морского разведчика. После появления «Русского витязя» его предполагалось поставить на поплавки, испытать, а затем построить несколько экземпляров для Черноморского и Балтийского флотов. В дальнейшем для этой цели решили использовать «Муромцы». В мае 1914 г. первый экземпляр самолета «Илья Муромец» установили на поплавки. Испытательные полеты на авиационной станции в Либаве проводил сам И.И.Сикорский. Они показали, что сопротивление самолета значительно превышает расчетное. Сикорский правильно определил причину: взаимное влияние (интерференция) поплавков, крыла и фюзеляжа. После начала войны этот самолет перелетел на остров Эзель, потерпел аварию и был уничтожен экипажем, чтобы машина не попала в руки неприятеля. Задание, выданное Поликарпову, являлось, таким образом, первым отечественным исследованием интерференции в самолетостроении. Продувки проводились на большой трубе аэродинамической лаборатории Петроградского политехнического института. О ходе работ известно, в частности, что в феврале 1916 г. Николай Николаевич выполнил градуировку анемометров Слесарева и Ришара [5]. Поликарпов не ограничивался только экспериментальными исследованиями. Он проштудировал книги на различных языках по гидроаэродинамике поплавков, их конструкции, расчету и проектированию моторных лодок. Для того, чтобы сопоставить поплавки различных фирм, Николай Николаевич пересчитывал их характеристики в относительные параметры. Флот настойчиво требовал создания дальнего морского разведчика и бомбардировщика. Возможно, новый разрабатываемый вариант самолета «Илья Муромец» тип Д с тандемной установкой двигателей и предназначался для преобразования его в дальнейшем в морской вариант, ведь винты при тандемной установке моторов прикрывались бы поплавками от брызг и волн. Не исключено, что Сикорский уже начал разработку и какого-то другого тяжелого морского самолета, выполценного по схеме «летающая лодка», и поэтому исследование характеристик корпуса лодки также нашло отражение в задании Поликарпову. Однако морская тематика не получила дальнейшего развития на Русско-Балтийском вагонном заводе. Тяжелое положение на фронте требовало увеличения выпуска самолетов «Илья Муромец», дальнейшего их совершенствования. Поэтому Поликарпова подключили к проектированию и расчету радиаторов. «Илья Муромец» тип Е В марте 1916 г. вместо Климиксеева директором «Авиабалта» назначили В.И.Ярковского, который до этого являлся директором завода В.А.Лебедева. Последовали перемещения инженерных кадров. С завода ушел прекрасный технолог И.М.Косткин, возможно, по личным мотивам. Николай Николаевич составлял спецификации деталей производимых самолетов, разрабатывал описание технологических процессов (по терминологии тех лет-инструкционные карточки) изготовления лонжеронов фюзеляжа, других узлов и деталей. «Крупная работа (мне было тогда 23 года), - вспоминал он, - увлекла меня, и я буквально не выходил с завода, так как у нас там работали и ночные смены» [7]. Для того, чтобы тратить меньше времени на дорогу, Николай Николаевич переселился поближе к заводу, - в дом № 8 на Большой Гребецкой улице. Под влиянием В.И.Ярковского, первым начавшего внедрять в отечественную авиапромышленность экономические методы Тэйлора, Ганта и Паркхорста, а может быть и по его непосредственному заданию, Поликарпов занялся изучением американской и английской систем оплаты труда, о чем свидетельствует обзор-конспект по изученной им литературе [8]. |