Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

Задачи И.И.Сикорского

Одной из задач И.И.Сикорского как «техника по авиационной части» авиации ВМФ являлась разработка дальнего морского разведчика. После появления «Русского витязя» его предполагалось поставить на поплавки, испытать, а затем построить несколько экземпляров для Черноморского и Балтийского флотов. В дальнейшем для этой цели решили использовать «Муромцы». В мае 1914 г. первый экземпляр самолета «Илья Муромец» установили на поплавки. Испытательные полеты на авиационной станции в Либаве проводил сам И.И.Сикорский. Они показали, что сопротивление самолета значительно превышает расчетное. Сикорский правильно определил причину: взаимное влияние (интерференция) поплавков, крыла и фюзеляжа. После начала войны этот самолет перелетел на остров Эзель, потерпел аварию и был уничтожен экипажем, чтобы машина не попала в руки неприятеля.

Задание, выданное Поликарпову, являлось, таким образом, первым отечественным исследованием интерференции в самолетостроении. Продувки проводились на большой трубе аэродинамической лаборатории Петроградского политехнического института. О ходе работ известно, в частности, что в феврале 1916 г. Николай Николаевич выполнил градуировку анемометров Слесарева и Ришара [5].

Поликарпов не ограничивался только экспериментальными исследованиями. Он проштудировал книги на различных языках по гидроаэродинамике поплавков, их конструкции, расчету и проектированию моторных лодок. Для того, чтобы сопоставить поплавки различных фирм, Николай Николаевич пересчитывал их характеристики в относительные параметры.

Флот настойчиво требовал создания дальнего морского разведчика и бомбардировщика. Возможно, новый разрабатываемый вариант самолета «Илья Муромец» тип Д с тандемной установкой двигателей и предназначался для преобразования его в дальнейшем в морской вариант, ведь винты при тандемной установке моторов прикрывались бы поплавками от брызг и волн. Не исключено, что Сикорский уже начал разработку и какого-то другого тяжелого морского самолета, выполценного по схеме «летающая лодка», и поэтому исследование характеристик корпуса лодки также нашло отражение в задании Поликарпову.

Однако морская тематика не получила дальнейшего развития на Русско-Балтийском вагонном заводе. Тяжелое положение на фронте требовало увеличения выпуска самолетов «Илья Муромец», дальнейшего их совершенствования. Поэтому Поликарпова подключили к проектированию и расчету радиаторов.

«Илья Муромец» тип Е

В марте 1916 г. вместо Климиксеева директором «Авиабалта» назначили В.И.Ярковского, который до этого являлся директором завода В.А.Лебедева. Последовали перемещения инженерных кадров. С завода ушел прекрасный технолог И.М.Косткин, возможно, по личным мотивам.
Своими первыми работами Поликарпов обратил на себя внимание Сикорского. Николай Николаевич был назначен заведующим производством легких самолетов (С-16) отделения фирмы, располагавшегося на Строгановской набережной. Производством тяжелых машин заведовал Карл Карлович Эргант в отделении близ Корпусного аэродрома.

Николай Николаевич составлял спецификации деталей производимых самолетов, разрабатывал описание технологических процессов (по терминологии тех лет-инструкционные карточки) изготовления лонжеронов фюзеляжа, других узлов и деталей. «Крупная работа (мне было тогда 23 года), - вспоминал он, - увлекла меня, и я буквально не выходил с завода, так как у нас там работали и ночные смены» [7].

Для того, чтобы тратить меньше времени на дорогу, Николай Николаевич переселился поближе к заводу, - в дом № 8 на Большой Гребецкой улице.

Под влиянием В.И.Ярковского, первым начавшего внедрять в отечественную авиапромышленность экономические методы Тэйлора, Ганта и Паркхорста, а может быть и по его непосредственному заданию, Поликарпов занялся изучением американской и английской систем оплаты труда, о чем свидетельствует обзор-конспект по изученной им литературе [8].