О модификации самолетов С-16, «Илья Муромец» (типов Г, Д, Е), а также новых машин - С-18, С-19.Сикорский привлек молодого инженера к проектированию модификаций самолетов С-16, «Илья Муромец» (типов Г, Д, Е), а также к разработке новых машин - С-18, С-19. Самолеты Сикорского (сверху вииз) С-16, С-17, С-18, С-20 «Илья Муромец» тип Г был спроектирован в конце 1915 г. и построен в начале 1916 г. Он отличался от предшествующих машин новым крылом с увеличенной хордой и размахом. Поликарпов принимал участие в разработке других его вариантов: Г2 с новым стабилизатором и вооружением, ГЗ с новым вертикальным оперением, двигателями «Рено», измененным вооружением, Г4(1917 г.) с усиленной конструкцией. Со второй половины 1916 г. эти типы преобладали среди построенных РБВЗ «Муромцев». «Муромец» тип Д (его называли еще ДИМ) появился в январе 1916 г. Он имел новый фюзеляж с улучшенной аэродинамикой и обзором, измененную конструкцию крыла уменьшенного размаха, оперения, шасси. Новые решения обеспечивали снижение сопротивления. Но неудачная по конструкции тандемная установка двигателей «Санбим» (также неудачных - ненадежных и с мощностью, меньше паспортной) не позволила реализовать заложенные в самолете возможности. Постройка Д2 и ДЗ с крылом увеличенного размаха и нормальным расположением моторов неоправданно затянулась и они появились лишь в 1917 г. Тип К с фюзеляжем, аналогичным типу Д, крылом большей площади и двигателями «Рено» мощностью 220 л.с. воплотил в себе лучшее, что было накоплено в предшествующих модификациях, и, соответственно, имел более высокие летные характеристики. Но нехватка моторов «Рено» ограничивала возможности по серийному выпуску этих самолетов. Н.Н.Поликарпов участвовал также в проектировании и организации производства новой модификации истребителя С-16 (С-16-3) с двигателем большей мощности и улучшенной аэродинамикой. Занимаясь постройкой машин этого типа, Николай Николаевич детально познакомился с отечественной технической новинкой - синхронизатором, разработанным летчиком Эскадры Воздушных Кораблей Лавровым (его еще называли синхронизатором РБВЗ). Он предназначался для стрельбы из пулемета через вращающийся винт. Специальный механизм с кулачками, закрепленными на валу двигателя, «запирал» затвор пулемета и не позволял производить выстрел, если траекторию пули пересекала лопасть винта. Впоследствии Поликарпов старался применять на истребителях своей конструкции только синхронное оружие. Многоцелевой двухместный двухмоторный само-лет-биплан С-18 (1916 г.) был нужен фронту. Но установка неудачных двигателей «Санбим» существенно затянула работу над ним, и на фронт машина попала в середине 1917 г. Двухфюзеляжный двухместный биплан С-19 с двумя моторами «Санбим», установленными в тандем в одной гондоле, предназначался для использования в качестве штурмовика и бомбардировщика. Развития он не получил по той же причине, что п предыдущий. Для постройки опытных самолетов Сикорский имел на заводе отдельное производство - небольшую мастерскую, возглавляемую Т.Павловым. Основной штат конструкторского бюро состоял из нескольких чертежников, однако в процессе проектирования и постройки опытного самолета для проведения расчетов и других работ привлекались все инженеры завода. Сикорский давал принципиальную схему самолета с указанием основных габаритных размеров. Все остальные вопросы конструкции решались непосредственно в процессе разработки и постройки машины. При создании опытного образца рабочих чертежей не делали, пользовались эскизами, и только для серийного производства выпускались рабочие чертежи. |