Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

Формирование временного правительства

1 марта Временный комитет членов Государственной Думы приступил к формированию Временного прави-тельства. Поздно вечером 2 марта царь Николай II отрекся от престола. В стране царило ликование: Свобода!

Но Февральская революция породила несбывшиеся надежды и большие разочарования. Об этом Игорь Иванович Сикорский так писал в своих воспоминаниях:

«...Прогресс революции казался безоблачным. Проходило множество демонстраций с красными флагами, на улицах царили беспорядок и грязь, толпы дезертиров с фронта устремились в большие города. Много людей еще оставались энтузиастами «великой бескровной революции», как это провозглашалось в то время с восторгом и гордостью.

Позже те же слова произносились с долей иронии. Я же ощущал все тяготы ее и постепенно начинал убеждаться в трагической безнадежности ситуации. Глубокая деморализация распространялась как эпидемия своего рода безумия» [14].

Свобода предстала пламенем пожаров помещичьих усадеб, захватом государственных земель, разграблением винных складов, постепенно нараставшим разгулом преступности. Наступило золотое время проходимцев и авантюристов. Русский солдат потерял представление, за что он воюет. Демократия обернулась пустой болтовней на многотысячных митингах. А революция оказалась слишком далека от взлелеянного в книгах ее чистого светлого образа.


Из стройного строгого храма Ты вышла на визг площадей

- Свобода! - Прекрасная Дама Маркизов и русских князей.

Свершается страшная спевка -Обедня еще впереди!

- Свобода! - Гулящая девка На шалой солдатской груди!

(М.Цветаева. 26 мая 1917 г.)

 

Несмотря на происходящее, Игорь Иванович Сикорский пытался вдохнуть в коллектив чувство долга, ответственности за результаты своего труда.

В начале 1917 г. старший лейтенант российского флота Иван Иванович Голенищев-Кутузов обратился к Сикорскому с предложением установить на самолете «Илья Муромец» съемный торпедный аппарат своей конструкции. После этого самолет можно было использовать и в качестве бомбардировщика, и как дальний разведчик, и в качестве торпедоносца. Сикорский собрал своих инженеров и предложил им рассмотреть предложение Голенищева-Кутузова. Расчеты показали, что оно вполне реально. Эту идею поддержал Морской Генеральный штаб. Было принято решение переоборудовать несколько сухопутных «Муромцев» в торпедоносцы. В работах принимал участие и Н.Н.Поликарпов. На острове Эзель близ Аренсбурга для «Муромцев» спешно сооружался аэродром с удлиненной взлетно-посадочной полосой. Впоследствии он стал тем самым аэродромом, с которого летчики 1-го минно-торпедно-го полка авиации Балтийского флота осенью 1941 г. летали бомбить Берлин.

Много труда Поликарпов вложил в проектирование истребителя Сикорского С-ХХ (С-20). Постройка самолета завершилась в марте 1917 г. "Гак как продувки в аэродинамических трубах не позволили однозначно определить, какой из рассматриваемых профилей (И.И.Сикорского или Эйфеля №32) лучше подходит для самолета, то было принято решение строить сразу два комплекта крыльев с одним и другим профилем, а окончательный выбор сделать по результатам летных испытаний.

Первый экземпляр истребителя имел заводской номер 267. Площадь его крыла составляла 16,7 м\ длина -6,4 м, размах - 7,4 м. Двигатель «Рон» мощностью 110 л.с. согласно расчетам должен был обеспечить максимальную скорость 170-175 км/ч [15].

После первого этапа летных испытаний самолет разобрали и по железной дороге отправили на фронт. Техническое описание «для упаковки и отправки» истребителя С-ХХ составили и подписали Савицкий и Поликарпов. Дефицит двигателей «Рон» указанной мощности затянул внедрение истребителя в серийное производство.

Летом 1917 г. на завод вернулся М.Ф.Климиксеев, назначенный главным инженером РБВЗ. УВВФ прислало нового наблюдающего офицера - штабс-капитана Арсе-ньева.

В начале 1917 г. УВВФ поставило вопрос о проверке прочности «Муромцев» и оценке их реальных аэродинамических характеристик. Толчком к этому послужила авария «Муромца», произошедшая 28 апреля 1917 г. При Техническом комитете УВВФ была создана специальная комиссия. В нее вошли лучшие научные силы Петрограда - профессора Политехнического института А.П.Фан-дер-Флит (председатель), Г.А.Ботезат, С.П.Тимошенко. Комиссия начала свою деятельность с изучения чертежей и расчетов. Выяснилось, что полного аэродинамического расчета и полного прочностного расчета самолета завод вообще не делал, многие элементы конструкции производились с учетом опыта постройки предыдущих самолетов. Комиссия сделала вывод о том, что «запас прочности «Муромцев» в два раза меньше, чем у самых слабых малых аппаратов». Были даны рекомендации по усилению стоек и растяжек коробок крыльев. Однако не все в выводах комиссии было бесспорным.

Сикорский предпринял усилия по выполнению этих рекомендаций. Многое легло на плечи Н.Н.Поликарпова - он должен был проанализировать все документы комиссии. Николай Николаевич собрал и изучил имеющиеся теоретические материалы по предварительной затяжке расчалок бипланной коробки, организовал про-

ведение испытаний стоек крыла на продольный изгиб в лаборатории Петроградского политехнического института (их провел 15 июля 1917 г. инженер Петковский), выполнил проверочные расчеты «Муромца» на прочность. При этом он руководствовался запиской И.И.Сикорского о расчетах прочности самолета [ 16]. Результаты этой работы показали, что многие части самолета обладают необходимым запасом прочности. Благодаря усилиям Николая Николаевича, «Муромец» удалось отстоять.