Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

Наступил новый, 1918 год. Грязные неубранные улицы, занесенные снегом, кипение политических страстей, разброд и шатание в умах... Сложное, смутное время. Очевидец революционных событий Н.А.Бердяев писал: «России грозила полная анархия, анархический распад, он был остановлен коммунистической диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласился подчиниться» [1].

Вместе с тем первые практические шаги нового правительства были неоднозначными. На мирных переговорах в Брест-Литовске делегация под руководством Л.Б.Троцкого, пренебрегая интересами России, шла на уступки Германии и Австро-Венгрии. Еще не был подписан мирный договор, но на фронтах во всю проводилась кампания по демобилизации армии. Член делегации главковерх Крыленко на Западном и Северном фронтах агитировал солдат прекратить войну. Оборонные предприятия лишились заказов. Не избежали этой участи и авиационные заводы. Председатель ВСНХ Ю.М.Ларин, выражая общее мнение руководства, заявил: «Молодой Советской республике не нужны предприятия, подобные фабрикам духов и помад» [2]. Да, тогда многие деятели новой власти недооценивали роль и значение авиации. Сказывалось отсутствие опыта государственного правления, непонимание государственных интересов России. Идея мировой революции застилала глаза, мешая трезво оценивать текущую обстановку. Многие авиационные заводы вынуждены были направить своих представителей в Смольный за разъяснением сложившегося положения. Председатель Петроградского совета Г.Е.Зиновьев заявил приехавшей к нему за помощью одной из таких делегаций от завода «Дукс»: «...Нам сейчас не до авиации. Это роскошь. Хотите существовать - делайте, как раньше, велосипеды» [3].

Старые органы государственной власти разрушались, новые создавались недостаточно быстрыми темпами, без должного анализа опыта работы прежних звеньев государственного управления.

В конце октября 1917 г. было образовано Бюро комиссаров Воздушного флота (председатель А.В.Можа-ев), 19 ноября вместо генерала Д.В.Яковлева начальником Управления Военно-воздушного флота (УВОФЛОТ) был назначен военный летчик и конструктор полковник С.А.Ульянин, лояльно настроенный по отношению к Советской власти. 27 ноября на авиазаводах постановлением ВЦИК ввели рабочий контроль. 20 декабря во главе УВОФЛОТа приказом Народного комиссариата по военным и морским делам была поставлена Всероссийская коллегия по управлению Рабо-

че-крестьянским Воздушным флотом. В ее состав вошли К.В.Акашев, А.Д.Анощенко, Е.И.Ахматович, Ф.И.Бычков, П.С.Дубенский, З.Я.Ландау, А.П.Онуфриев, А.В.Сергеев, М.П.Строев.

Председателем коллегии стал Константин Васильевич Акашев. Пребывая в рядах партии эсеров, он активно выполнял задания и поручения партии большевиков. Вечером 25 октября 1917 г., переодевшись в офицерскую форму и обманув юнкеров Михайловского артиллерийского училища, он увел их отряд от Зимнего дворца, чем облегчил его захват. 31 октября Акашев был назначен членом Бюро комиссаров Воздушного флота. И вот теперь новая должность.

Если к Военно-воздушным силам, как составной части армии, проявлялось хоть какое-то внимание, то авиационная индустрия, брошенная на произвол судьбы, быстро приходила в упадок. Производство на всех авиационных заводах Петрограда, в том числе на Рус-ско-Балтийском, было остановлено.

Находясь на фронте, И.И.Сикорский с болью пережил развал государства и армии. Вернувшись в Петроград, он не смог найти общего языка с близорукими деятелями из ВСНХ. Об этих событиях Игорь Иванович так писал в своей книге: «...В то время многие, и, возможно, большинство, еще верили, что золотая эра придет через год или два. В начале 1918 года я снова был в 11етрограде, время научило меня смотреть в корень явлений. Поскольку провозглашенные идеалы и принципы марксистской революции не были приемлемыми для меня, я принял решение оставить Россию на неопределенное время. Я взял паспорт, визы, несколько рекомендательных писем и в конце февраля отправился из Петрограда поездом в Мурманск, а оттуда в марте на борту парохода в Англию» [4].

Отметим, что никто не препятствовал его выезду за границу, как, впрочем, и не пытался удержать на Родине. «...Оставить Россию на неопределенное время...». Это время растянулось у него на всю оставшуюся жизнь.

Мы не знаем, как реагировал Поликарпов на происходящее. Известно, что Сикорский предлагал ему вместе отправиться за границу, но Николай Николаевич отказался покинуть Родину.