Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

Между тем в стране происходили важные события

Еще 28 января 1918 г. (здесь и далее все даты даны по новому стилю) Совнарком принял решение о создании новой армии. Тогда же начали формироваться первые воинские части, но крайне медленно, в отрыве от реально складывающейся обстановки.10 февраля 1918 г. Троцкий заявил об отказе подписать условия грабительского мирного договора и послал депеши одновременно Председателю Совета народных комиссаров (СНК) Ленину и главковерху Крыленко с требованием издать приказ о прекращении состояния войны с Германией в одностороннем порядке, что вызвало неразбериху в армии и в системе государственной власти. Через три дня газета «Рабочая и Крестьянская Красная Армия и Флот» писала: «Мы считаем войну прекращенной, но германские империалисты могут двинуть свои войска против революционной России» [5].

18 февраля без предварительного (за семь дней) предупреждения, обусловленного условиями перемирия, немецкие войска перешли в наступление на широком фронте от Карпат до Балтийского моря. С большим трудом их удалось остановить на линии Нарва-Псков.

3 марта в 17 часов 30 минут в Брест-Литовске был подписан мирный договор. Русские войска выводились из Финляндии, Прибалтики, Украины, российского Причерноморья и Приазовья, Крыма. Россия выплачивала Германии контрибуцию.

Многие офицеры армии и флота, часть интеллигенции, рабочих, крестьян не приняли грабительских статей договора, множа число недовольных новой властью, и впоследствии примкнули к Белой Армии.
Уходило время революционных митингов. На юге России уже полыхало пламя гражданской войны. С ноября 1917 г. на Дону генералы Алексеев и Корнилов приступили к формированию Добровольческой армии. В феврале 1918 г. армия оставила Ростов, уходя дальше на юг, к Кубани. И хотя ее командующий генерал Л.Г.Корнилов погиб 31 марта 1918 г. у Екатеринодара, гражданская война еще только начиналась. Она проходила по городам и селам, семьям и судьбам людей. К Белому движению примкнул сын крестного отца Николая Николаевича, дальний родственник Поликарповых, Г.П.Татонов [6].

В условиях развала промышленности Николай Николаевич решил оставить РБВЗ.

В начале марта 1918 г. он и А.А.Бессонов повстречались с председателем Всероссийской коллегии по управлению рабоче-крестьянским Воздушным флотом К.В.Акашевым. Он предложил молодым инженерам перейти в Заводской отдел Управления. 30 марта 1918 г. Н.Н.Поликарпов, ссылаясь на устную договоренность с Акашевым, подал в адрес Коллегии прошение с просьбой принять его на службу в Заводское отделение [7]. Аналогичное заявление, но в моторный отдел, направил и А.А.Бессонов. Свое решение они приняли за два дня до переезда Управления в Москву, поэтому в Петрограде Поликарпов и Бессонов прошли только оформление, вникать в суть служебных обязанностей им пришлось уже в Москве.

Восьмое (заводское) отделение Управления, где стал работать Николай Николаевич, отвечало за деятельность авиационных заводов, рассматривало вопросы строительства новых и расширения старых предприятий, оснащения их оборудованием, снабжения сырьем, планировало производственную деятельность авиапромышленности. В его составе числилось всего восемь человек: Короткевич (начальник), Вольский, Ильин, Казаков, Никитин, Пастухов, Поликарпов, Шлоссберг. Каждый курировал определенные предприятия.

Николай Николаевич занимал должность столоначальника. В его служебные обязанности входило ведение текущей переписки с предприятиями, регулярное обследование заводов «Дукс», «Моска», «Адамчик», «Сальмсон», «Лебедь», «Интеграл», РБВЗ, Кузнецова, Лобанова.

Одной из задач, возложенных на Поликарпова, являлась эвакуация Эскадры Воздушных Кораблей, достройка 13 незавершенных самолетов «Илья Муромец». Для решения этих проблем еще в апреле 1918 г. в Петроградском филиале Управления создали специальную комиссию под председательством инженера-технолога Б.Ф.Гончарова, с которой Николай Николаевич вел переписку и согласовывал организационные вопросы.

5 июля 1918 г. Поликарпова командировали в Казань для выяснения вопроса о возможности передачи одному из заводов заказа на достройку самолетов «Илья Муромец». Вернувшись в Москву, Николай Николаевич проанализировал возможности ряда казанских предприятий и пришел к выводу, что наиболеелесообразным является размещение производства «Муромцев» в казармах Каргопольского полка Казани. В докладе он отметил, что рядом располагается аэродром, прикинул, где и как можно поселить людей, приложил смету расходов по эвакуации 13 самолетов из Петрограда в Казань [8].

В конце июня - начале июля 1918 г. Н.Н.Поликарпов в составе специальной комиссии занимался выяснением истиной стоимости истребителя «Ньюпор-17», производимого заводом «Дукс» [9, 10].

В Москве Николай Николаевич проживал по адресу: Петроградское шоссе, дом 42, кв. 19. Вместе с ним квартиру снимал инженер УВВФ (позже НИИ ВВС) латыш А.А.Пудзе. У каждого была своя комната, а одна, большая, использовалась как общая. Готовила и вела хозяйство нанятая жильцами пожилая женщина мрачного вида (экономка), внешне грубая и довольно крикливая. Однако свою работу она знала хорошо.

Заводское отделение находилось недалеко, на том же Петроградском шоссе в доме 19.

Отметим, что 16 апреля 1918 г. Николай Николаевич предпринял еще одну попытку стать летчиком. Он подал рапорт командованию с просьбой ходатайствовать о зачислении его в Московскую школу авиации [22]. Однако его прошение было оставлено без внимания...

24 мая 1918 г. Управление Военно-Воздушного флота было преобразовано в Главное управление рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота (ГУВФ, Главвоздухфлот). Его начальником стал инженер-меха-нпк М.А.Соловов, бывший полковник царской армии.

28 июня 1918 г. В.И.Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) о национализации промышленности. Однако это мероприятие пока еще не коснулось авиапроизводства. Примечательно, что в том же месяце ВСНХ своим постановлением отнес авиаци-

онные заводы к четвертой категории предприятий, т.е. последней по снабжению топливом, электроэнергией, сырьем и материалами. Сказывалась недооценка важности авиации в системе вооруженных сил.

В июне 1918 г. Главвоздухфлот решил своими силами осуществить проектирование самолетов - разведчика и двухмоторного бомбардировщика. Были составлены списки инженеров из разных отделов, которые привлекались для выполнения этой работы. Для этой цели при Техническом комитете создали небольшое конструкторское бюро. 5 июля 1918 г. начальник Главвоздухфлота Соловов письменно предложил Поликарпову принять участие в проектировании машин [12]; при этом Николай Николаевич не освобождался от выполнения текущих неотложных задач. В бюро оказалось много инженеров, занимавшихся ранее только эксплуатацией техники, организационными вопросами, но никогда не принимавших участия в проектно-конструкторских работах. Поэтому отдача коллектива была низкой.

В июле 1918 г. М.А.Соловова на посту начальника Главвоздухфлота сменил А.С.Воротников, а Соловов стал начальником заготовительного отдела, в которое вошло 8-е (заводское) отделение (начальник - бывший подпоручик инженер-механик Е.И.Савков).

Хотя и важная для государства, но отнюдь не творческая работа стала тяготить Николая Николаевича. В начале августа 1918 г. администрация завода «Дукс» предложила ему перейти на предприятие заведующим Технического отдела. По-видимому, при этом учитывалась его грамотная работа в комиссиях по обследованию завода, по установлению истинной стоимости самолетов «Ньюпор-17», предшествующая деятельность в Петроградском филиале фирмы «Дукс». 10 августа 1918 г. Поликарпов подал прошение с просьбой об освобождении его от службы в ГУВВФ [13].Технический отдел находился в составе Технико-производственной части завода, которая подчинялась главному инженеру В.В.Бартошевичу. Главная задача отдела состояла в обеспечении производства необходимой чертежно-конструкторской и технологической документацией. Своего постоянного конструкторского бюро завод не имел; при необходимости для проектирования новых аппаратов из инженеров предприятия создавались временные конструкторские группы. После революции из-за сложного положения в экономике страны возможностей и средств для создания новой авиационной техники у завода уже не было.

Николай Николаевич на новой работе не порывал связей с ГУВФ, выполняя отдельные поручения по просьбе руководства Военно-Воздушного флота. Например, в сентябре 1918 г. он ездил в Петроград на РБВЗ и в Колпино на Ижорский завод, а в марте 1920 г. - в Нижний Новгород для обследования мастерских 4-го авиапарка [14, 15].

Как заведующий техническим отделом Николай Николаевич получал в начале 1919 г. 1880 рублей. В условиях инфляции размер этой зарплаты носил скорее символический характер. Гораздо большее значение имело причисление Поликарпова «к 1-ой категории классового продовольственного пайка» 116].

Хорошо знакомый с особенностями авиационного производства, с текущим состоянием выполнения заказов, Николай Николаевич часто исполнял обязанности главного инженера завода В.В.Бартошевича во время его служебных командировок.