«Ньюпор-17», «Ньюпор-21», «Ньюпор-23», «Фарман-30»В то время завод выпускал самолеты «Ньюпор-17», «Ньюпор-21», «Ныопор-23», «Фарман-30». Делались попытки строить истребители «Спад». Кроме этого завод производил велосипеды (в том числе «военного типа» -со складной рамой), детали для моторов, пулеметные установки.
Ньюпор-17» авиации Балтийского флота
В сентябре 1918 г. «Дукс» завершил постройку серии из 30 самолетов «Фарман-30» - первой серии машин на заводе «Дукс», в обеспечении производства которых принимал участие Н.Н.Поликарпов [17]. Его дебют в должности начальника технического отдела завода прошел успешно.
С конца 1918 г. Николай Николаевич занимался подготовкой к серийному выпуску самолета-разведчика
«Де Хевилленд-4». Более подробно об этой работе будет рассказано в следующей главе.
В марте 1918 г. с крейсера «Глория» в Мурманске высадился английский десант. Верховный совет Антанты принял решение оккупировать не только Мурманск, но и Архангельск. Летом 1918 г. поднял мятеж чехословацкий корпус. Чехами были заняты почти все города на Транссибирской магистрали от Волги до Тихого океана. Был образован Восточный фронт, а чуть позже - Южный. В августе 1918 г. В.И.Ленин потребовал принять срочные меры по усилению войск в районе Архангельска с целью во чтобы то ни стало удержать Котлас.
Гражданская война выявила острую необходимость в авиации. Руководящие органы государства наконец-то стали обращать внимание на неотложные проблемы ее развития.
В декабре 1918 г. правительством было принято решение об организации ЦАГИ.
31 декабря 1918 г. Президиум ВСНХ постановил объявить национализацию авиазаводов «Гном и Рон», «Дукс», «Моска», «Мотор». Для управления ими создали Главное правление объединенных авиапромышленных заводов (Главкоавиа ГУВП), первоначально размещавшееся в доме № 3 на Лубянке, затем в доме № 6 на Сретенском бульваре, а с апреля 1922 г. - в зданиях на Биржевой площади и на Ильинке.
Позже, в 1919 г., было национализировано еще шесть заводов, в том числе в Петрограде.
Через год, 22 декабря 1919 г., чтобы улучшить проблему снабжения, Главкоавиа включили в Совет военной промышленности (Промсовет), который в свою очередь подчинялся Чрезвычайному уполномоченному Совета рабоче-крестьянской обороны по снабжению Красной Армии и флота (Чусоснабарм) [3].
Предприятия, входящие в Главкоавиа, получали номер вместо своего названия или названия фирмы. Завод «Дукс» стал называться Государственным авиационным заводом №1 (ГАЗ№1), Петроградский соединенный авиационный завод (в который вошли на правах филиалов все авиационные предприятия города) - ГАЗ № 3 и т.д. К этому стандартному обозначению иногда добавлялось почетное название завода, например, ГАЗ № 3 «Красный летчик» [18].
По сравнению с дореволюционной эпохой число заводов сократилось. Ряд предприятий, входивших в ГУВП, через некоторое время был закрыт или переведен в ремонтные. Новые самолеты фактически строились только в Москве, Петрограде, Таганроге.
Не ограничиваясь выпуском уже налаженной серийной продукции, в нелегкие годы гражданской войны завод «Дукс» сумел организовать серийное производство новых модификаций, новых образцов боевой техники. Сначала это были истребители «Ньюпор-24» и «Нью-пор-24бис», затем ГУВВФ попросило наладить постройку самолетов «Сопвич-полуторостоечный». 10 апреля 1919 г. В.В.Бартошевич и Н.Н.Поликарпов подписали письмо в Главное управление ВВФ, в котором сообщалось о необходимости передать заводу с Московского авиационного парка-склада один «Сопвич» «для съемки и проверки чертежей» [19]. Большая заслуга в выпуске чертежно-конструкторской документации и организации производства принадлежит Н.Н.Поликарпову. Уже летом 1919 г. первый «Сопвич» вывели из цеха.
|