У-1, У-3Ввиду отсутствия на вооружении современных самолетов первоначального обучения, Главвоздухфлот постановил запустить «Авро-504к» с ротативным двигателем «Рон» (М-2) в серийное производство под обозначением У-3, смененное затем на другое - У-1. Конструкция машины мало отличалась от прототипа. Учебный самолет У-1 Машина долгое время применялась для подготовки летчиков военной и гражданской авиации. Например, на 1 января 1931 г. в составе ВВС РККА числилось 269 У-1, из них 172 исправных [37]. Последние У-1 прослужили в аэроклубах почти до 1935 г. Активная деятельность Н.Н.Поликарпова не осталась незамеченной. От Управления Военно-Воздушного флота и Главкоавиа стали поступать предложения по разработке конструкции отдельных систем самолетов. Николай Николаевич выполнял задания по созданию пулеметных установок, шасси. В 1919 г. за проектирование удачных лыж для тяжелых по тем временам самолетов «Илья Муромец», «Де Хевилленд-4, -9» Поликарпов был удостоен специальной премии Главкоавиа. Приходилось заниматься и капитальным ремонтом авиационной техники. Например, в декабре 1918 г. в ре- монте на заводе «Дукс» находилось 11 «Ньюпоров», 5 «Фарманов», 12 «Вуазенов», 8 «Сопвичей», 1 «Шней-дер» - всего 37 самолетов [38]. Рост масштабов деятельности отдела побудил Поликарпова обратиться в 1920 г. к заводоуправлению с просьбой отпустить отделу велосипеды, «так как других средств к передвижению ни у него, ни у завода фактически нет» [39]. Работы в техническом отделе по копированию зарубежной техники, использованию для ее производства отечественных материалов, имеющихся в наличии двигателей и оборудования послужили хорошей школой для молодого инженера, многому его научили, вселили уверенность в свои силы. В конце 1919 г. Н.Н.Поликарпов разработал свой первый проект самолета. Согласно расчетам, биплан с размахом крыла 17,6 м, оснащенный тремя двигателями «Сальмсон» в 160 л.с., мог развивать скорость до 150 км/ч. Самолет был предназначен для перевозки четырех пассажиров экипажем из двух человек [40]. В его схеме и конструкции еще чувствуется влияние И.И.Сикорского. Это и неудивительно, ведь Поликарпов еще только делал свои первые робкие шаги в самолетостроении.
|