Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

У-1, У-3

Ввиду отсутствия на вооружении современных самолетов первоначального обучения, Главвоздухфлот постановил запустить «Авро-504к» с ротативным двигателем «Рон» (М-2) в серийное производство под обозначением У-3, смененное затем на другое - У-1. Конструкция машины мало отличалась от прототипа.
Освоение У-1 началось на авиазаводе №5 в 1922 г. К лету 1924 г. ГАЗ № 5 имел задание на постройку 200 машин. Но после завершения серийного производства на ГАЗ № 3 «Красный летчик» летающих лодок М-24 никаких других заказов у этого петроградского завода не было (его хотели даже закрыть), поэтому Главкоавиа принял решение передать производство У-1 на ГАЗ № 3. Там за 1923-1931 гг. было выпущено 566 У-1. Кроме того, в 1924-1930 гг. завод построил 83 экземпляра поплавкового учебного самолета МУ-1. Последние ограниченно использовались и в качестве разведчиков [33-36].

Учебный самолет У-1

Машина долгое время применялась для подготовки летчиков военной и гражданской авиации. Например, на 1 января 1931 г. в составе ВВС РККА числилось 269 У-1, из них 172 исправных [37]. Последние У-1 прослужили в аэроклубах почти до 1935 г.

Активная деятельность Н.Н.Поликарпова не осталась незамеченной. От Управления Военно-Воздушного флота и Главкоавиа стали поступать предложения по разработке конструкции отдельных систем самолетов. Николай Николаевич выполнял задания по созданию пулеметных установок, шасси. В 1919 г. за проектирование удачных лыж для тяжелых по тем временам самолетов «Илья Муромец», «Де Хевилленд-4, -9» Поликарпов был удостоен специальной премии Главкоавиа.

Приходилось заниматься и капитальным ремонтом авиационной техники. Например, в декабре 1918 г. в ре-

монте на заводе «Дукс» находилось 11 «Ньюпоров», 5 «Фарманов», 12 «Вуазенов», 8 «Сопвичей», 1 «Шней-дер» - всего 37 самолетов [38].

Рост масштабов деятельности отдела побудил Поликарпова обратиться в 1920 г. к заводоуправлению с просьбой отпустить отделу велосипеды, «так как других средств к передвижению ни у него, ни у завода фактически нет» [39].

Работы в техническом отделе по копированию зарубежной техники, использованию для ее производства отечественных материалов, имеющихся в наличии двигателей и оборудования послужили хорошей школой для молодого инженера, многому его научили, вселили уверенность в свои силы. В конце 1919 г. Н.Н.Поликарпов разработал свой первый проект самолета. Согласно расчетам, биплан с размахом крыла 17,6 м, оснащенный тремя двигателями «Сальмсон» в 160 л.с., мог развивать скорость до 150 км/ч. Самолет был предназначен для перевозки четырех пассажиров экипажем из двух человек [40]. В его схеме и конструкции еще чувствуется влияние И.И.Сикорского. Это и неудивительно, ведь Поликарпов еще только делал свои первые робкие шаги в самолетостроении.