Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

ДН- «Либерти 12»

Первый контракт на поставку в СССР из Великобритании 40 прошедших капитальный ремонт ДН-9 без двигателей был подписан при посредничестве Швеции 22 декабря 1921 г. Для приемки самолетов в Англию отправилась специальная комиссия во главе с летчиком Г.И.Гвайта. К этим машинам Швеция поставляла моторы «Мерседес» мощностью 260 л.с., которые контрабандой вывозили из Германии и хранили на складах.

Первый самолет № 5817 собрали на заводе «Дукс». 14 августа 1922 г. его поднял в воздух летчик Савин. Два ДН-9 (№ 5778 и № 5813) испытывались на Научно-опыт-ном аэродроме (НОА) ВВС. Остальные направлялись непосредственно в подразделения.

Затем по контрактам, заключенным уже непосредственно в Великобритании, в мае 1922 г. был поставлен один ДН-9 с двигателем Роллс-Ройс «Игл» VIII мощностью 375 л.с. и 20 самолетов с мотором Сиддлей «Пума» в 230 л.с. Весной 1923 г. пароход «Сатурн» с 17 машинами на борту прибыл из Лондона в Ленинград через Антверпен и Ревель. В том же году прибыла партия из 10 ДН-9А

с двигателями «Либерти 12», а в августе 1924 г. - еще 4 ДН-9А с «Либерти 12» и 22 ДН-9 с Сидделей «Пума».

Отметим, что дополнительно пять ДН-9 завод «Дукс» собрал из поставленных деталей в 1922/1923 операционном году и 11 - в 1923/1924 [6].

ДН-9 английской постройки использовались в 1-й (аэродром Ухтомская под Москвой) и 2-й (г. Витебск) отдельных разведывательных эскадрильях, 5-м разведывательном отряде в Гомеле. По одной-две машины в 1922-1924 гг. имелось на вооружении 3, 6, 10, 13, 14-й отдельных разведывательных отрядов, позже - 17-го, 83-го авиаотрядов, в 20-й и 24-й авиаэскадрильях. 4-й отдельный разведывательный отряд в Ташкенте получил около 10 самолетов в 1924 г. и использовал их до 1925 г. ДН-9 успешно применялись в боевых действиях против басмачей. Четыре ДН-9 из этого отряда в октябре 1925 г. в Кабуле передали правительству Афганистана.

Самолетами ДН-9А была оснащена известная эскадрилья «Ультиматум» (самолеты имели названия: «Ультиматум московских рабочих», «Наш ответ Керзону», «Нижегородский ультиматум», «Абхазский ультиматум» и др.).

Отряд им. Ильича, названный так в честь В.И.Ленина, сформировали в апреле 1924 г. в Харькове. Его наметили вооружить 16 «Де Хевиллендами». 12 ДН-9 доставили туда в декабре 1923 г., 9 из них торжественно передали ОДВФ 18 мая 1924 г. В июне и июле собрали остальные четыре. «Де Хевиллендам», в частности, были даны следующие названия: «Донецкий шахтер», «Красный киевлянин», «Украинский чекист», «Шахтер Донбасса», «Сталинский пролетарий», «Профсоюзы Екатеринославщины», «Самолет Сумщины», «Юзов-
ский пролетарий», «Червоный вартовик Подолья», «Незаможник Одещины» и «Пролетарий Одещины». В конце 1924 г. ДН-9А этого отряда заменили на Р-1.

С 1924 г. ДН-9 начали использоваться в качестве тренировочных машин в 1-й и 2-й высших школах военных летчиков (до 1928 г.), в школе «Стрельбом», в школе специального назначения, в военно-технической школе, в 83-й тренировочной эскадрилье, в ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского. Несколько машин нашли применение в НОА (Научно-опытном аэродроме).

В конце 1925 г. в строевых частях находилось всего 10 ДН-9 и 25 машин этого типа - в учебно-тренировочных подразделениях.

ДН-9А с двигателем Мерседес полностью сняли с вооружения в 1925 г. и 19 из них передали в 1927 г. обществу «Добролет» вместе с 47 двигателями. Десять машин (позже к ним добавился еще один экземпляр), использовались обществом, остальные разобрали на запчасти. После не очень удачных попыток применения в сельском хозяйстве ДН-9 привлекли к выполнению аэрофотосъемки, а затем их списали, последний - в 1930 г.

Несмотря на поставку самолетов ДН-9 из Великобритании, в середине 1922 г. все же было принято решение об организации серийного производства этих машин на заводе «Дукс». В августе 1922 г. прошло 17 совещаний по этому вопросу с участием представителей ВВС, дирекции и инженеров завода. Н.Н.Поликарпов, выступавший на одном из них, отметил, что «необходимые чертежи при раздаче работы техническому персоналу завода на сдельных основаниях могут быть выпущены в сравнительно короткий, около 1 месяца, срок, как это имело уже место на заводе при выполнении чертежей ДН4. Естественно, подобная, проводимая во внеурочное время, крайне интенсивная работа должна быть оплачена соответствующим образом» [8].