Р1-БМВ1V или Р1-Б4В 1927 г. Н.Н.Поликарпов спроектировал еще одну учебно-тренировочную модификацию с мотором БМВ IV мощностью 230 л.с. По соображениям центровки длину мотоустановки увеличили на 0,32 м. Радиатор -лобовой, округленный, ступицу винта закрывал кок. Самолет обозначался как Р1-БМВ1V или Р1-Б4. На испытаниях, которые проходили в первой половине 1928 г., несмотря на относительно небольшую мощность двигателя, P1-BMBIV показал неплохие летные характеристики (максимальная скорость у земли при полетном весе 1757 кг достигала 176 км/ч, потолок - 5340 м) и был запущен в серийное производство на ГАЗ № 31 [13]. Хотя машина полностью соответствовала своему назначению, ГАЗ № 31 построил за 1928-1929 год всего 83 экземпляра P1-BMBIV, а затем в эту модификацию стали переделывать снимаемые с вооружения Р-1 с М-5 (около 130 шт.). В 1926 г. были разработаны штурмовые варианты Р-1 с двумя и четырьмя пулеметами на нижнем крыле. НТК ВВС утвердил проекты и рекомендовал их к реализации [14]. Соответствующим образом переоборудовали около десятка машин.
Производство Р-1 неуклонно росло, причем пик выпуска приходился на 1927-1928 гг. Точную разбивку выпуска машин по годам привести довольно трудно, так как в то время основным отчетно-плановым периодом, Всего ГАЗ № 1 выпустил 1353 самолета Р-1 различных модификаций, а ГАЗ № 31 - 1679 шт., всего 3032 машин, из которых 2695 Р-1 - с М-5 («Либерти 12»), 130-с Р-1СП, 124 - с МР-1, 84 — с P1-BMBIV. Таким образом, Р-1 стал первым массовым советским самолетом. Этому способствовала и сравнительная дешевизна его производства. Например, в ценах 1927 г. стоимость Р-1 составляла 14500 рублей, однотипного разведчика Р-ЗЛД - 40000 руб., одноместного истребителя И-2бис - 16000 руб. К середине двадцатых годов Р-1 считался уже устаревшей машиной, поэтому надо было думать о дальнейшем совершенствовании машины. Первоначально завод занимался внедрением в конструкцию Р-1 изменений, необходимость которых назрела в ходе эксплуатации самолета. С 1926 г. лонжероны стали коробчатыми, изменился шаг нервюр, повысилось количество клеевых соединений, благодаря чему расход древесины сократился почти в два раза, а машина стала легче. Так появился «улучшенный» Р-1, имевший также обозначения РЛ 1бис или Р-1бис. Менялось оборудование, вооружение. Машина послужила основой для ряда других опытных разработок. В конце 1922 г. Н.Н.Поликарпов стал заниматься вопросами создания на базе Р-1 одноместного истребителя-биплана с мотором «Либерти 12», о чем более подробно будет рассказано ниже. Еще одним самолетом, разработанным на базе Р-1, являлся разведчик и легкий бомбардировщик PIII с мотором М-5 (автор проекта - М.М.Шишмарев). От Р-1 он отличался в основном тем, что его фюзеляж был поднят к верхнему крылу для улучшения обзора вперед-вверх. Задание на эту машину было получено заводом в марте 1924 г.; предполагалось, что постройка завершится в июле 1924 г., но в итоге самолет построили лишь спустя год, в июле 1925 г. Во время первого испытания при рулежке PIII потерпел аварию - сломался хвост. Через некоторое время все работы над ним прекратили. |