Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

Р-5ССС (скоростной, скороподъемный, скорострельный)

В 1934 г. серийное конструкторское бюро завода № 1 разработало проект новой модификации. Благодаря установке зализов на узлах крепления стоек и подкосов, обтекателей на колесах, улучшения общей отделки и новому двигателю М-17Ф возрастали скорость и скороподъемность. Новые пулеметы ШКАС вместо прежних ПВ-1 сулили повышение скорострельности вооружения, поэтому самолет получил обозначение Р-5ССС (скоростной, скороподъемный, скорострельный). Часто он обозначался просто ССС. Встречались и другие обозначения машины: 3-С, «ТриЭС». На испытаниях при полетном весе 3003 кг ССС развил у земли максимальную скорость 244 км/ч и достигал потолка 6100 м [ 17].



Серийное производство новой модели развернулось с 1934 г., в 1935 г. завод сдал заказчику 221 экземпляр. В 1936 г. было построено 129 ССС, в 1937 г. - 270. На этом производство прекратилось.

На вооружение ВВС ССС стал поступать в 1935 г. Использовался он аналогично «классическому» Р-5.

В 1932 г. было выдано задание на разработку штурмового варианта Р-5 (Р-5Ш), в котором для атак войск
Оборонительное вооружение самолета ССС
противника в нижнем крыле разместили два пулемета ПВ-1. За 1933 г. завод № 1 построил 19 Р-5Ш, еще 246 - в 1934 г. [17]. В 1935 г. выпустили некоторое количество ССС в варианте легкого штурмовика (Р-5ЛШ или Р-5Ш), в котором в нижнем крыле вместо ПВ-1 устанавливались пулеметы ШКАС. Существовал вариант с кассетами на два пулемета, устанавливаемыми под нижним крылом.

По состоянию на 1 июля 1938 г. в ВВС СССР насчитывалось 427 Р-5Ш различных типов, из них в ВВС Забайкальского, Сибирского, Киевского и Ленинградского военных округов, соответственно, 80, 84, 82, 81 экземпляров [17].

В 1931 г. Н.Н.Поликарпов работал над Р-5 в варианте торпедоносца. По причинам, которые станут ясными в последующих главах, завершить эту тему ему не удалось. В 1933 г. НИИ ВВС предложил заводу № 1 рассмотреть вопрос об установке на сухопутном Р-5 торпедного вооружения. Этот заказ выполнил В.В.Никитин. Так как вес торпеды ТАН-12 вместе с дополнительным оборудованием был сравнительно велик, от второго члена экипажа пришлось отказаться и самолет стал одноместным. Конструкция шасси была изменена: принята пирамидальная схема для удобства размещения торпеды и введена дополнительная поддерживающая стойка от фюзеляжа к нижнему крылу. Вместо торпеды допускалась подвеска фугасной бомбы крупного калибра [22, 29].