Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

ЛП-5

Необходимо отметить, что сразу же после освоения серийного производства Р-5 начали разрабатываться его пассажирские модификации. В 1931 г. на заводе № 39 по предложению А.Н.Рафаэлянца Р-5 был перестроен в лимузин. Кабина летнаба была переделана в двухместную пассажирскую кабину (кресла напротив друг друга) и вместе с кабиной летчика закрыта одним большим прозрачным фонарем. Этот самолет часто показывался членам правительственных комиссий, в том числе С.Орджоникидзе. В 1932-1933 гг. завод № 1 построил несколько таких экземпляров [11].

Самолет АРК-5

 

Полученный опыт оказал влияние на проектирование закрытой кабины для P-Z.

После введения некоторых изменений, коснувшихся в основном переплета кабины, лимузин выпускали небольшой серией для ГВФ (он обозначался как П-5 или ЛП-5, в дальнейшем это название сохранилось и для ряда последующих лимузинов на базе Р-5).
Для связи с северными зимовками построили два специальных ЛП-5, обозначаемых также АРК-5, с бортовыми номерами СССР-Н67 и СССР-Н68. Они имели несколько измененный по форме фонарь кабины для летчика и одного пассажира, обогреваемой теплым воздухом от двигателя, радиостанцию, дополнительные топливные баки, а по бортам фюзеляжа, в виде наплывов на нижнем крыле - контейнеры для грузов. В начале 1935 г. на них осуществили перелет из Москвы в Хабаровск.

С учетом опыта их постройки для освоения Севера и разведки ледовой обстановки к началу 1936 г. подготовили два близких по конструкции ЛП-5 с бортовыми номерами СССР-Н127 и СССР-Н128 с пассажирской кабиной для двух человек. Бортовые контейнеры увеличили в размерах. В них помещались запасные воздушные винты, лыжи, складные нарты, палатка, резиновая лодка, запас продовольствия на 45 суток. Для обеспечения необходимого запаса путевой устойчивости из-за «раздутых» контейнеров на самолеты поставили киль увеличенной площади от поплавкового Р-5а, а для обеспечения необходимой центровки уменьшили вынос верхнего крыла. Машина с бортовым номером СССР-Н127 имела радиопеленгатор, радиополукомпас, радиостанцию МРК-004. Самолеты считались головными образцами специальной арктической серии и поэтому обозначались еще и как АРК-5. В марте 1936 г. эти машины участвовали в перелете по маршруту Москва -Земля Франца-Иосифа (командир перелета М.В.Водопьянов).

Было еще несколько экземпляров АРК-5, отличавшихся от рассмотренных некоторыми изменениями в форме кабины.

В документах, датируемых маем 1932 г., упомянута переделка Р-5 для перевозки пяти пассажиров [36].

В 1934 г. А.Н.Рафаэлянц, проанализировав этот опыт, пришел к мысли о том, что, увеличив немного по ширине фюзеляж Р-5, можно разместить в ряд по два пассажирских сиденья (высота это позволяла). Коробка крыльев оставалась без изменения, небольшие переделки претерпела конструкция оперения. Фюзеляж стал монококовой конструкции. Дверь в левом борту вела в пассажирский салон на четыре человека, сиденья разме-

щались справа и слева от двери. В бортах фюзеляжа прорезали окна прямоугольной формы.

Предполагалось использовать самолет для полетов в Арктике, поэтому пассажирская кабина утеплялась и отапливалась теплым воздухом от двигателя. За кабиной летчика, закрывающейся сдвигаемой крышкой фонаря, для улучшения обтекания устанавливался заголовник.

В ноябре 1934 г. машину, получившую обозначение ПР-5, построили. 18 ноября состоялся ее первый полет. В результате испытаний была достигнута скорость 245 км/ч. В феврале 1935 г. ПР-5 участвовал в перелете Москва-Диксон.

Приняли решение строить самолет серийно (точнее, делать для него новые фюзеляжи) в авиаремонтных мастерских в подмосковном Быково.

Серийные ПР-5 немного отличались от опытного. Для улучшения центровки кабину пилота передвинули вперед на 350 мм, а для улучшения обзора - к левому борту. Справа и ниже находилось сиденье бортмеханика. Были установлены обтекатели на колесах, зализы на стойках, новое бортовое оборудование. Первый серийный ПР-5 изготовили в июле 1936 г. Машины этого типа (около 200 экземпляров) эксплуатировались на авиалиниях страны в довоенное время.

На некоторых самолетах верхнее крыло сдвинули вперед на 100 мм и, с учетом опыта эксплуатации, ввели некоторые улучшения в конструкцию. Такие образцы имели обозначение ПР-5бис.