Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

ПР-12

В 1938 г. А.Н.Рафаэлянц вместо бипланной коробки установил на ПР-5 монопланное крыло собственной конструкции, обшитое полотном. Машина, обозначавшаяся как ПР-12, прошла испытания, затем эксплуатировалась на линии Москва-Харьков, но в серии ее не строили.



Мастерские в Быково (завод № 402) кроме выпуска ПР-5 занимались еще капитальным ремонтом Р-5 (П-5) и двигателей к ним.

Первое боевое применение Р-5 относится к 1933 г. Несколько десятков Р-5 были поставлены в Китай правительству провинции Синьцзян. Самолеты доставлялись в ящиках на пограничную станцию Аягуз, собирались там, после чего следовал перелет в столицу Синьцзяна город Урумчи. Р-5 участвовали в боевых действиях во время междоусобных войн в Китае на стороне синьцзянского правительства.

Когда в Испании осенью 1936 г. вспыхнула гражданская война, и СССР решил оказать помощь испанской республике, в порт Картахена доставили партию самолетов из 31 Р-5Ш и ССС. Их свели в отдельную группу, которой командовал Константин Гусев. Испанцы называли самолеты «Расанте». В период обороны Мадрида «Расанте» успешно штурмовали пехотные и кавалерийские колонны франкистов, не позаботившихся о прикрытии с

воздуха. 2 декабря 1936 г. девятка ССС, ведомая Гусевым, успешно атаковала аэродром противника в Талавера, уничтожив три итальянских бомбардировщика SM-81. Первоначально республиканские ССС выполняли боевые полеты без прикрытия. И только после тяжелых потерь они стали вылетать на боевое задание под эскортом истребителей И-15 и И-16. Достаточно эффективно «Ра-сенте» действовали против наступающих франкистских колонн и в битве под Гвадаларахарой.

В начале 1937 г. в Испанию прибыла вторая партия самолетов ССС.

Постепенно выработалась тактика налетов - внезапные бомбовые и штурмовые удары с малых высот с быстрым отходом на свою территорию. Из самолетов «Расанте» была сформирована единственная в республиканских ВВС эскадрилья ночных бомбардировщиков, которой командовал интернационалист немец Вальтер Катц.

В январе 1937 г. в Испанию удалось доставить 31 P-Z, еще столько же - в феврале и мае. Машины получили обозначение «Наташа». Они применялись в боевых действиях под Мадридом, Толедо, Гвадаларахарой, Брунете.