С появлением самолетостроения, естественно, параллельно шло развитие авиамоторостроения. Применение двигателей в авиации накладывало на них ряд особых требований: надежность, малые габариты, простота эксплуатации, малый удельный вес, надежность в противопожарном отношении. С созданием первых же образцов двигателей это было учтено и позволило осуществлять успешные полеты.
Первые авиационные двигатели были созданы иностранными специалистами. За границей появились и первые мастерские, впоследствии заводы, по производству авиамоторов. Предпринимались попытки создать авиационный двигатель нашими соотечественниками, но это были лишь единичные и опытные образцы моторов, не получившие дальнейшего развития и не выпускаемые серийно.
9 февраля 1909 года отечественному конструктору А. Г. Уфимцеву выдали патент № 38313 на биротативный двигатель. Всего им было построено четыре подобных двигателя.
С. В. Гризодубов в октябре — ноябре того же года спроектировал и построил для своего самолета мотор мощностью 40 л. с.
5 декабря 1911 года в Риге на заводе «Мотор» началось серийное производство авиационного двигателя конструкции Ф. Г. Калепа.
Двигатель «Калеп» мощностью 80 л. с. был представлен на Всероссийском конкурсе русских военных самолетов. Однако особым спросом в то время пользовался мотор «Гном».
Год |
Двигатель |
Мощность, л. с. |
Удельный вес, кг/л.с. |
1903 |
Братья Райт, воздушное охлаждение |
16 |
3, 94 |
1904 |
Братья Райт, воздушное охлаждение |
28 |
3, 57 |
1907 |
«Антуанет», водяное охлаждение |
50 |
2, 0 |
1908 |
«Анзани», воздушное охлаждение |
25 |
2, 6 |
1913 |
«Гном», воздушное охлаждение |
80 |
1, 5 |
1914 |
«Сальмон», водяное охлаждение |
135 |
1, 4 |
7 апреля 1912 года на 2-й Международной воздухоплавательной выставке, происходившей с участием Н. Е. Жуковского, А. Г. Уфим-цев был удостоен большой серебряной медали за свой четвертый авиационный биротативный двигатель аДу-4.
В 1913 году Б. Г. Луцкой создал первый в мире авиационный двигатель водяного охлаждения мощностью 150 л. с. Рабочие цилиндры двигателя имели вертикальное расположение. В серии не строился, на самолет не устанавливался.
В 1914 году инженер завода «Дукс» А. Нестеров создал семицилиндровый двигатель водяного охлаждения мощностью 120 л. с.
В 1915 году в Петербурге инженер Киреев сконструировал авиадвигатель МРБ-1 мощностью 150 л. с. Он устанавливался на нескольких самолетах. Русские, советские инженеры А. А. Микулин и Б. С. Стечкин в 1916 году создали двигатель АМБС-1 мощностью 300 л. с. Двигатель работал по двухтактному циклу, имел систему непосредственного впрыска топлива в цилиндр. Двигатель прошел испытания, но до серийного выпуска доведен не был. На самолет не устанавливался.
Двигатель А. Н. Нестерова (1914 г.)
В феврале 1918 года вступил в строй завод авиационных двигателей «Икар» (бывший «Гном и Рено»). В том же году вышли первые ротативные двигатели М-1 мощностью 80 л. с. и М-2 (120 л. с.). Мотор М-2 устанавливался на легкомоторном самолете У-1 (Авро 504 К). С 1922 года было выпущено 737 машин.
В 1919 году стали производиться двигатели М-4 мощностью 200 л. с. В 1922-м появился двигатель М-5 (400 л. с.), он устанавливался на биплане Туполева АНТ-3 (Р-3) в 1925 году и на ДН-9А (Р-1) в 1923-м. В мае 1922 года на заводе «Икар» проектировался более совершенный авиационный двигатель М-5–400 мощностью 420 л. с. В 1924 году он пошел в серию.
В мае 1925 года началось серийное производство двигателя М-6 мощностью 300 л. с. Он изготовлялся в Запорожье, устанавливался на самолете «Фоккер D-XI».
Одним из мощных и высотных двигателей был М-18 (750 л. с.) конструкции А. А. Бессонова. Нагнетатель позволял увеличить высотность. В марте 1927 года был построен первый экземпляр, но 18-цилиндровый М-18 в серию не пошел. В 1925—1932 годах этот конструктор создал семейство моторов: 12-цилиндровый У-образный (610 л. с.), звездообразный девятицилиндровый двигатель М-15 (550 л. с.),звездообразный семицилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-26 (1930 год) и др. Создание этих двигателей инженером А. А. Бессоновым, несомненно, способствовало развитию авиамоторостроения в Советском Союзе.
Особая страница отечественной истории авиамоторостроения — это производство лицензионных двигателей. В марте 1927 года на заводе «Икар» началось производство немецкого двигателя М-17 (BMW-6, 600 л. с.). Этот двигатель устанавливался на советских самолетах ТБ-1, И-3, Р-5, К-5, АНТ-9.
Опыт двигателестроения, полученный советскими специалистами в первые два десятилетия после Октябрьской революции, был использован для развития отечественной авиации. В этой области были достигнуты результаты мирового уровня.
Швецов Аркадий Дмитриевич (1892—1953 гг.) прославился своими звездообразными двигателями воздушного охлаждения.
Швецов закончил в 1921 году Московский технический институт и с того времени всю свою жизнь работал в области авиационного моторостроения. Первая его должность — технический директор моторостроительного завода.
В 1923 году он спроектировал 12-цилиндровый мотор (750 л. с.) водяного охлаждения М-8РАМ (Российский авиационный мотор).
В 1924-м прошел испытание и был принят в производство пятицилиндровый двигатель (звезда) воздушного охлаждения М-11. Этот двигатель выпускался большими сериями, он стоял на самолетах У-2 (По-2), Ш-2, АИР-6, УТ-2, Як-18, МУ-2 и др.
С 1934 года Швецов — главный конструктор моторостроительного завода на Урале.
Перед войной были созданы моторы М-22, М-25, М-62. В 1940 году был сконструирован, а в 1941-м пошел в серию очень распространенный двигатель АШ-82 (АШ-82ФН). Позже появились другие версии этого двигателя: транспортный — АШ-82Т, вертолетный — АШ-82В. АШ-82 всех модификаций был двигателем воздушного охлаждения (двухрядная 14-цилиндровая звезда). Мощность мотора составляла 1700 л. с. Поздние модификации АШ-82ФН имели мощность 1850 л. с.
Швецов создавал еще ряд двигателей, не получивших столь широкого применения, как АШ-82: АШ-70, АШ-71, АШ-73. Был спроектирован двигатель АШ-73 ТК (с турбокомпрессором), который устанавливался на четырехмоторном бомбардировщике Ту-4 и его пассажирском варианте Ту-70.
А. Д. Швецов был Героем Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, двумя полководческими орденами. Ему четыре раза присуждалась Сталинская премия.
Микулин Александр Александрович
(1895—1985 гг.) — один из старейших отечественных моторостроителей, учился в Московском высшем техническом училище.
Первые его двигатели АМБС-1 и АМБС-2 были созданы примерно в 1920 году. Тогда же главный конструктор Микулин создает двигатели НАМИ-100 и М-12. В марте 1927 года был сконструирован 12-цилиндровый двигатель М-13 мощностью 800 л. с. Первые советские самолеты ТБ-3, Р-5 оснащались двигателями Микулина.
Мотор жидкосного охлаждения АМ-38
Наиболее значимая работа конструктора — двигатель АМ-34 (12-цилиндровый, водяного охлаждения, — 850 л. с.). Более мощный АМ-34 (960 л. с.) был установлен на знаменитом АНТ-25. Этот двигатель был надежным, он не подвел В. П. Чкалова и членов его экипажа при перелете через Северный полюс в Америку. В приказе Наркомтяжпрома 9 августа 1936 г. за подписью Г. К. Орджоникидзе было сказано: «Всем моторам типа М-34 присвоить имя его конструктора Александра Мику-лина. В дальнейшем мотор именовать АМ-34» (Правда, 1936, 10 августа). На самолете с мотором АМ-34 был установлен один мировой и двадцать международных рекордов.
Другими двигателями Микулина были М-17, М-22 (прообразы иностранных). Один из известнейших моторов — АМ-35А (мощность -1350 л. с.) — стоял на самолетах МиГ-3 и Ил-2. Дальнейшие работы конструктора — двигатели АМ-36, АМ-38, АМ-42. Двигатель АМ-38 устанавливался на самолете Ил-2, АМ-42 — на Ил-10, они имели мощность соответственно 1700 и 2000 л. с.
После Великой Отечественной войны А. А. Микулин (частично совместно с С. К. Туманским и Б. С. Стеч-киным) приступил к работам по созданию реактивных двигателей (ТКРД-1) АМ-1, АМ-2, АМ-3, АМ-3М, РД-3, РД-9, РД-9Б.
А. А. Микулин — Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинской премии, награжден тремя орденами Ленина.
Климов Владимир Яковлевич (1892—1962 гг.) — выдающийся конструктор двигателей, которые устанавливались прежде всего на военных самолетах периода Великой Отечественной войны.
Образование он получил в Московском высшем техническом училище, куда поступил в 1910 году. В 1916-м защитил свою дипломную работу.
Его первыми двигателями были М-12, М-23 (1925—1927 гг.). Затем в 1928—1930 годах им был разработан 12-цилиндровый двигатель М-13. Это было время, когда большое значение в становлении отечественного моторостроения играли лицензионные двигатели («Испано-Сюиза» и др.). В крупной серии выпускался мотор М-100 (самолет «СБ») и более мощный — М-100А.
В середине 1930-х годов появились другие моторы Климова: М-103, М-103Р, М-105 (ВК-105). Последний устанавливался на самолетах Як-1, ЛаГГ-1. Более мощный двигатель М-105П стоял на Як-1, ЛаГГ-3, Як-7. Бомбардировщик Пе-2 имел два двигателя М-105Р (1100 л. с.).
В 1943 году серийно выпускался двигатель ВК-107А (1650 л. с.), он устанавливался на самолете Як-3. Широко известен также двигатель Климова ВК-108.
В. Я. Климов был академиком Академии наук СССР, дважды Героем Социалистического Труда, четырежды лауреатом Сталинской премии, награжден пятью орденами Ленина и другими наградами. После Великой Отечественной войны работал в области реактивных двигателей, в частности, в освоении и внедрении английских лицензионных двигателей «Дервент», НИН (РД-500, РД-45, ВК-1).
Большой вклад в развитие советского двигателестроения послевоенного времени внесли С. К. Туманский, П. А. Соловьев, Н. Д. Кузнецов, А. Г. Ивченко, В. А. Добрынин, А. Д. Чаром-ский и др.
Авиамоторостроение в ведущих государствах мира развивалось в соответствии с потребностями авиации. Конкуренция отражалась на качестве. Например, на самолете «Юнкерс-13» устанавливались различные двигатели, отличавшиеся друг от друга мощностью и другими характеристиками.
Задолго до Великой Отечественной И. В. Сталин в одном из своих выступлений сказал, что возможная война будет войной моторов — на суше, на море и в воздухе. Много трудностей было преодолено, прежде чем отечественное авиационное моторостроение заняло достойное место в мире.
Київ LED світильники Kraft.