Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

«Теллье»

 В августе 1919 г. ГУВВФ просило правительство принять меры к милитаризации авиационных заводов, видя в этом единственную возможность хоть как-то сохранить производство [27].

Отсутствие необходимых материалов (особенно для самолетов зарубежных разработок) вынуждали искать им замену. По предложению Николая Николаевича стойки коробки крыльев «Сопвича», а потом «Де Хевил-ленда-4» стали изготавливать из клееных реек, обмотанных полотняной лентой на клею. После всесторонних

испытаний Технический комитет УВВФ разрешил использовать такие стойки на самолетах [28, 29].

Зарубежные материалы имели иные физико-механические характеристики. Поэтому использование отечественных материалов даже в одном агрегате требовало полного перерасчета на прочность, изменения сечений, а в ряде случаев коренного изменения конструкции.

Летающая лодка «Теллье». Петроград, 1920 г.

Часто вместо моторов одного типа приходилось на самолет устанавливать другие, имеющиеся на складах, что также вынуждало проводить полный пересчет самолета. Во второй половине 1919 г. Поликарпов разработал проект установки мотора «Рено», 220 л.с., на летающие лодки «Теллье» производства завода «Дукс» (по весу они были на 42 кг легче французского образца) [30, 31]. Первый экземпляр был построен в феврале 1920 г. и испытан весной того же года. Потом весь задел недостроенных летающих лодок передали на Петроградский соединенный авиационный завод и там выпустили еще семь машин этого типа: четыре - в 1922 г. и три - в 1923 г. Однако к тому времени летные характеристики самолета уже не удовлетворяли ВВС и начальник Главввоздухфлота Розенгольц отказался принять «Теллье» на вооружение.

С конца 1919 г. Поликарпов занимался разработкой чертежно-конструкторской документации по копированию самолета «Авро-504к», получившего у нас обозначение У-1. Машина была создана в 1913 г. конструктором-любителем, впоследствии известным авиапромышленником, Эллиотом Вердоном Ро (Alliot Verdon Roe, отсюда и обозначение самолета - Avro, Ав-ро) по перспективной тогда схеме фюзеляжного биплана. После начала Первой мировой войны самолет использовали в качестве разведчика, бомбардировщика. 21 ноября 1918 г. три «Авро-504» разгромили базу «цеппелинов» во Фридрихсгафене, уничтожив дирижабли, эллинги, газовый завод. В 1915-1916 гг. одноместный вариант «Авро-504» нашел применение в качестве ночного истребителя. С появлением более совершенных боевых самолетов на «Авро-504» стали готовить летчиков. В Великобритании машина строилась во множестве модификаций вплоть до 1933 г.

В 1919 г. англичане поставили Северной армии генерала Е.К.Миллера несколько «Авро-504к». Один из самолетов был подбит и сел в районе Петрозаводска в расположении 1-й стрелковой дивизии.

Командование Северного фронта Красной Армии поручило механику 6-го авиаремонтного поезда красноармейцу Сергею Владимировичу Ильюшину, впоследствии выдающемуся авиаконструктору, вывезти новый для нашей авиации самолет из прифронтовой полосы в Москву. «Поезда в то время ходили плохо, не то, что теперь, - позже вспоминал С.В.Ильюшин. - Но самое трудное было не в этом, а в том, что самолет этот оказался далеко от железной дороги, в лесистой местности. Достать его оттуда не было никакой возможности. Пришлось его разбирать на месте, на себе перетащить по частям через непролазную грязь и лесные дебри до ближайшей просеки и уже по ней добраться на лошадях до

железной дороги. Командир стрелковой дивизии выделил мне в помощь пятерых красноармейцев. Дни и ночи трудились мы в этом лесу почти без продуктов, но самолет все-таки вытащили, погрузили на поезд и повезли в Москву. По пути, вконец изголодавшиеся, продали последний кусок мыла и купили краюшку хлеба да две луковицы. В Москве этот самолет мы сдали на завод» [32].

Поликарпов встретил Ильюшина, выслушал его замечания по сборке машины. Так познакомились эти два человека, ставшие друзьями на всю жизнь.

Привезенный самолет использовали для разработки технологии производства, с отдельных деталей снимали чертежи. В архивах завода нет упоминаний об изготовлении всех чертежей «Авро-504к»; по-видимому, имелся комплект документации с дореволюционных времен.