Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

В 1919 г. Николай Николаевич был назначен членом первой (самолетной) секции Научно-технического комитета ВВС

В 1919 г. Николай Николаевич был назначен членом первой (самолетной) секции Научно-технического комитета ВВС (НТК ВВС). Кроме Поликарпова в ее работе принимали участие авиаконструкторы Д.П.Григорович, А.Н.Туполев. Секция определяла тактико-технические требования к самолетам, давала заключение по представляемым в НТК ВВС эскизным проектам. Николай Николаевич оставался членом комитета вплоть до сентября 1929 г.

Несмотря на занятость, Поликарпов находил время для чтения лекций по технологии авиационных материалов и основам производства в Авиатехнической школе (Авиатехникум) ВВС, располагавшейся на Чистых прудах в Малом Козловском переулке. Это учебное заведение было основано по предложению Н.Е.Жуковского. Первые занятия там начались 13 ноября 1919 г. К преподаванию привлекли С.А.Чаплыгина, Б.Н.Юрьева, Б.С.Стеч-кина, В.В.Шулейкина и др. Осенью 1920 г. Авиатехникум был реорганизован в Институт инженеров Красного Воздушного флота и позже переименован в Военно-Воздуш-ную академию им. проф. Н.Е.Жуковского, сыгравшую большую роль в подготовке кадров для ВВС.

В своих лекциях Николай Николаевич излагал краткую историю авиапромышленности в России, иллюстрировал лекционные материалы графиками числа построенных самолетов в 1914-1918 гг., изменения валового дохода и др. Другие разделы курса лекций содержали основные аспекты производства самолетов -авиационное материаловедение, оборудование авиационных заводов, оснастка, инструмент, прохождение заказов, принципы организации рабочих смен, производства. Отдельный раздел был посвящен «особенностям постройки новых аппаратов», т.е. опытному производству [41].

Организованные в стенах этого учебного заведения чистки «для обеспечения классовой линии» не способствовали успешному развитию учебного процесса. Обстановка еще более накалилась, когда в институт была направлена специальная проверочная комиссия. В августе 1922 г. в знак протеста уволились 35 преподавателей, в том числе С.А.Чаплыгин, В.П.Ветчинкин, Б.С.Стеч-кин, Б.Н.Юрьев, А.И.Журавченко и другие. Однако Н.Н.Поликарпов прекратил преподавание еще раньше, ввиду сильной занятости на заводе.

Бои на польском и южном фронтах весной и летом 1920 г. еще раз подтвердили острую потребность в авиации. Николаю Николаевичу была переадресована телеграмма главкома Вооруженных сил республики С.С.Каменева, направленная в адрес руководителей Во-енно-воздушного флота Сергеева и Акашева: «Ввиду недостатка авиасредств, столь необходимых для Красной Армии, примите все меры к усилению выпуска самолетов с заводов» [42].

В марте 1920 г. на авиапромышленность было распространено положение о милитаризации, которое запрещало самовольный уход рабочих и служащих с авиазаводов, объявляя их мобилизованными с предоставлением отсрочек в армию. В мае того же года Комиссией по поднятию производительности труда при Совете военной промышленности было предложено «ответственных, незаменимых работников Воздушного Флота, как-то профессоров, конструкторов, техников и

т.д., перевести на красноармейский паек и предложить Главвоздухфлоту выработать для них персональные ставки» [3]. 16 июня 1920 г. постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) авиапредприятия были приравнены к «ударной группе оборонных заводов в отношении снабжения их топливом, сырьем, полуфабрикатами» [43]. В сентябре 1920 г. создали Научно-опытный аэродром для испытания самолетов.

В январе 1920 г. при Главкоавиа было сформировано конструкторское бюро. Предполагалось, что оно займется разработкой проектов новых самолетов для их серийной постройки на заводах Главкоавиа. Однако практика очень скоро показала, что одно единственное небольшое КБ, оторванное от производства, не способно удовлетворить потребностей ВВС и промышленности. Тем не менее, начало организации послереволюционного опытного самолетостроения было положено.

Так постепенно, шаг за шагом, несмотря на ошибки и заблуждения, шел процесс возрождения отечественной авиапромышленности.

В 1920 г. Н.Н.Поликарпова постигла тяжелая утрата: от тифа умерла мать, а вскоре и тетка, Серафима Петровна. Дом осиротел. Дети выросли и вышли в жизнь. Отец, Николай Петрович, оставшись один, решил целиком посвятить себя делам церкви. Вскоре он переехал в Москву, где его назначили епископом Московской епархии.

Жизнь не стояла на месте. Гражданская война закончилась. Страна постепенно переходила к мирной спокойной жизни. В марте 1921 г. было создано Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ), много сделавшее для укрепления отечественной авиации. Декретом СНК РСФСР от 17 марта 1921 г. авиапромышленность передали в систему ВСНХ и реорганизовывали в пятый (авиационный) отдел ГУВП. В конце 1922 г. по указанию СНК СССР была разработана трехлетняя программа восстановления, дооборудования и расширения предприятий авиационной промышленности на 1923-1925 гг.

Несмотря на все трудности, 1922-1923 годы были счастливыми для Н.Н.Поликарпова. В Главкоавиа он познакомился с Александрой Федоровной Самышки-ной. Их свадьба состоялась в 1923 г. Первое время молодые жили на квартире Николая Николаевича на Петроградском шоссе. Затем они переселились на Якиманку в дом родителей Александры Федоровны. Хорошо понимая, насколько нелегок труд конструктора, Александра Федоровна старалась оградить мужа от суеты, создать такую обстановку, в которой отдых приходил как бы сам собой. Она была для Николая
Николаевича другом, надежной опорой в семейной жизни.

Ввиду острой необходимости в новых самолетах для военной и гражданской авиации стало ясно, что единственное КБ при Главкоавиа не справится с решением целого ряда неотложных задач по созданию новой авиационной техники. Поэтому 21 декабря 1922 г. Главкоавиа провело специальное совещание по организации конструкторского бюро на заводе ГАЗ №1 («Дукс»), Н.Н.Поликарпов принимал деятельное участие в работе этого совещания [44).

В начале 1923 г. было организовано конструкторское бюро ГАЗ № 1. Николай Николаевич приказом по заводу был назначен его начальником с одновременным исполнением должности начальника технико-производственного отдела. Перед ним открылась возможность создания новых самолетов. Но одной из первых задач, стоявших перед Поликарповым, явилась разработка самолета-разведчика на базе английской машины «Де Хевилленд-9а».