Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

Первый разведчик

К концу 1918 г. большая часть парка самолетов-разведчиков морально и физически устарела. Научно-технический комитет Военно-воздушного флота, проанализировав создавшееся положение, принял решение о развертывании серийного производства вполне современных на то время машин Де Хевилленд DH-4 (ДН-4 в русском обозначении) на заводе «Дукс».

В середине 1917 г. правительство России сделало заказ на 50 экземпляров ДН-4, но поставлены они не были. Велись переговоры и о лицензии. Неполный комплект чертежей и конструкторской документации прибыл в Москву на завод «Дукс» в августе 1917 г., но начавшиеся революционные события помешали внедрению ДН-4 в производство. Только в сентябре 1918 г. «Дукс» получил заказ на изготовление 70 самолетов. Подготовку конструкторской документации возложили на коллектив Технического отдела.

Н.Н.Поликарпов, получив задание, со свойственной ему обстоятельностью приступил к его проработке.

Разведчики и легкие бомбардировщики ДН-4, ДН-9 выдающегося английского авиаконструктора Джеффри Де Хевилленда принадлежали к числу его лучших машин и оказали заметное влияние на развитие мирового самолетостроения. Начало их создания относится к середине 1916 г., когда на основании глубокого анализа двухлетнего опыта воздушной войны группа конструкторов во главе с Де Хевиллендом приступила к проектированию самолета ДН-4.

Машина представляла собой одномоторный двухместный двухстоечный биплан. Прямоугольный в поперечном сечении фюзеляж имел четыре лонжерона. Кабина стрелка-наблюдателя с турельной установкой одного или двух пулеметов Льюис размещалась почти посередине фюзеляжа за бипланной коробкой, чем обеспечивался широкий спектр обстрела в задней полусфере. Кабина летчика для улучшения обзора была вынесена вперед, почти к самому двигателю. Между кабинами располагался основной топливный бак. Еще один, расходный, размещался на центроплане верхнего крыла с небольшим смещением влево от плоскости симметрии самолета. Перед кабиной летчика был установлен синхронный пулемет Виккерс. Бомбы общим весом до 410 кг подвешивали под фюзеляжем и крыльями. Крылья одинакового размаха составляли биплан-ную коробку с положительным выносом (вперед) верхнего крыла. Каждое крыло имело два лонжерона. Киль и руль направления - характерной для фирмы Де Хевилленд формы с роговой компенсацией. Шасси -нормального типа с продольной осью и резиновыми

амортизаторами. На самолете устанавливались различные двигатели жидкостного охлаждения, в том числе RAF.3A мощностью 200 л.с., Сиддлей «Пума» (230 л.с.), ВНР (230 л.е.), Роллс-Ройс III или IV (250 л.с.), Фиат А-12 (260 л.с.), Роллс-Ройс «Игл» VI (275 л.с.). Появление более мощных двигателей Роллс-Ройс «Игл» VIII (375 л.е.), а затем американских «Либерти 12» (400 л.с.) и «Либерти 12А» (435 л.с.) с винтом большего диаметра позволило резко улучшить летные и боевые характеристики машины. Практически все вышеперечисленные варианты имели лобовой радиатор округлой формы, за исключением модификации с двигателем Фиат А-12, на которой радиатор подвешивался снизу фюзеляжа.

Опытный экземпляр ДН-4 с двигателем ВНР мощностью 230 л.с. совершил первый полет в августе 1916 г. После завершения испытаний машина была сравнительно быстро запущена в серийное производство и уже в начале 1917 г. появилась на вооружении авиационных подразделений во Франции, где с успехом продемонстрировала свои летные и боевые качества. Самолеты ДН-4 применялись для дневных налетов на Франкфурт, Маннгейм, Штутгарт, для разведки и бомбардировки, для морских операций в прибрежных водах. Например, 12 августа 1918 г. четверка ДН-4 удачно атаковала немецкую подводную лодку Ub-12. Сравнительно высокая скорость, мощное вооружение (дополненное еще од-ним-двумя пулеметами или пушкой) позволяли использовать машину и в качестве истребителя. 5 августа 1918 г. майор Кадбери сбил на высоте 4800 м цеппелин Z-70, на борту которого находился командующий германским воздухоплавательным флотом фрегаттен-капитан П.Штрассер.

Всего британская авиапромышленность построила 1449 экземпляров ДН-4, а американская - 4846. ДН-4 состояли на вооружении ВВС ряда стран Антанты.

Практика Первой мировой войны показала необходимость повышения бомбовой нагрузки и дальности полета данного класса машин. Так как особенности конструктивной схемы ДН-4 не позволяли увеличить емкость топливных баков, машина была перекомпонована: основной топливный бак теперь располагался непосредственно за двигателем вблизи центра тяжести, а кабина пилота отнесена назад, к кабине стрелка-наблюдателя, что улучшило обтекание передней части фюзеляжа. При этом несколько изменили конструкцию, поставили крыло увеличенного размаха, что способствовало росту скороподъемности и потолка. Новый самолет получил обозначение ДН-9. Он прошел испытания в июне 1917 г.
 






Грузоперевозки ату цены на грузоперевозки.