Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

МР-1

Для вооружения морских авиационных частей Н.Н.Поликарпов еще в конце 1924 г. начал работу по установке самолета Р-1 на деревянные поплавки. При этом учитывался положительный опыт создания в Англии аналогичных модификаций ДН-4 и ДН-9. Однако Управление морской авиации в то время еще не имело твердого мнения по поводу использования поплавковых самолетов-разведчиков и делало ставку на летающие лодки. Поэтому официальное задание было выдано Н.Н.Поликарпову только в августе 1925 г., несмотря на то, что постройка машины в инициативном порядке велась на ГАЗ № 1 с марта 1925 г. Самолет получил обозначение МР-1 (в заводской документации встречается и другое: МР-Л1). В конце сентября постройка МР-1 (№ 2752) была завершена, и с октября 1925 г. начались его летные испытания на гидроаэродроме в Филях, которые проводил летчик В.Н.Филиппов (первый полег 19 октября). Они продолжились в Севастополе, так как река Москва уже покрылась льдом. В один из полетов в качестве пассажира отправился сам Н.Н.Поликарпов; на взлете при высоте волны 1,5 м шасси сломалось, самолет затонул, Филиппов и Поликарпов спаслись вплавь. В 1926 г. построили второй экземпляр (№ 3020), в котором, кроме усиленного поплавкового шасси, установили вертикальное оперение увеличенной площади. Осенью М.М.Громов поднял его

в воздух. Этот экземпляр успешно прошел испытания, и с 1927 г. началось его серийное производство на ГАЗ № 10 в Таганроге (в том же году завод получил другое обозначение - ГАЗ № 31). С 1927 по 1929 гг. изготовили 124 машины.

Поплавки выполнялись из 3-4 мм фанеры, редан усиливали деревянной прокладкой. Стойки делали из стальных труб диаметром 60 мм с дюралевыми обтекателями. Два МР-1 (№ 3025 и № 3030) постройки ГАЗ № 1 имели металлические поплавки конструкции немецкого инженера Мюнцеля.

Серийный МР-1 № 628 развивал у воды максимальную скорость 176,5 км/ч и достигал потолка 3650 м [12].

В материалах летных испытаний указывалось: «Чрезвычайная чувствительность конструкции к незначительным волнам на взлете и посадке заставляет сделать очень жесткие ограничения в инструкциях по производству полетов на гидросамолетах МР-1, считая его безусловно речным» [11].

Выпуск учебно-тренировочных Р-1СП ограничивался наличием моторов, уже не производившихся серийно. Был построен один Р-1 с мотором «Майбах», обозначаемый как P-II или 2УМ-2, не имевший, впрочем, большого успеха.