Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

Первое подразделение, получившее Р-1

Первым подразделением, получившим Р-1, была 1-я отдельная разведывательная эскадрилья имени Ленина, дислоцировавшаяся на Ходынке. 1 июня 1924 г. во время торжественной церемонии, собравшей множество зрителей, эскадрилье передали 19 новеньких «с иголочки» самолетов Р-1. Каждая машина имела собственное название, написанное на фюзеляже красными буквами: «Красный сормовец», «Дзержинский», «Нижегородский рабочий» и т.д.

Строй самолетов Р-1

Осенью 1924 г. начались поставки Р-1 в военные округи. В Харькове отряд им. Ильича был переформирован в 5-ю отдельную разведывательную эскадрилью и в мае 1925 г. заменил свои ДН-9 на Р-1. Первые девять из них имели следующие названия: «Ильич», «Им. Артема», «Рабочий Екатеринославщины», «Рабкор и селькор Одещины», «Луганский красноармеец», «Червоный Уманец», «Черниговец», «Трудящиеся Волыни», «Большевик Полтавщины».

В конце 1924 г. новые машины получили 1-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья (ОРАЭ) в Ленинграде, 8-я ОРАЭ в Москве, 12-я ОРАЭ в Тифлисе. В 1925 г. самолетами Р-1 перевооружили 3, 5, 7, 8, 9-й («Сибревком»), 10-й («Дальневосточный ультиматум») отдельные разведывательные отряды, Отдельный тренировочный отряд в Егорьевске, в 1926 г. - 3-я ОРАЭ (позже 20-я эскадрилья «Фрунзе») в Киеве, 6-я в Ростове, 7-я в Троцке, затем - другие подразделения.

Следует особо упомянуть 1-ю эскадрилью «боевиков» в Киеве, созданную в 1927 г. по приказу М.В. Фрунзе для накопления опыта боевого применения авиационных штурмовых частей. Вопрос о необходимости введения в состав авиации штурмовиков («боевиков» по терминологии тех лет) дебатировался в высших кругах руководства ВВС в 1924-1927 гг., но тогда к определенному мнению прийти не удалось, хотя Н.Н. Поликарпов и разработал по заданию ВВС восемь проектов самолетов подобного назначения и специализированные штурмовые варианты Р-1. Высокая эффективность штурмовых атак Р-1 была с блеском продемонстрирована на маневрах под Киевом в 1928 г., когда эскадрилья Р-1 (19 маА.А.Туржанского неожиданно, с малой высоты, буквально «разгромила» находившуюся на марше Бессарабскую горную дивизию. Приглашенные в качестве наблюдателей немецкие офицеры проявили большой интерес к использованию самолетов в этой роли.

С 1925 г. из подразделении, вооруженных Р-1, начали формировать отдельные легкобомбардировочные авиаэскадрильи (OJIБАЭ).

В конце 1925 г. Р-1, Р-2, ДН-9, ДН-4 составляли свыше 60% самолетного парка разведывательно-бомбардировочных подразделений ВВС СССР и четверть -учебно-тренировочных [ 1 ].

В 1928 г. 31 отряд ВВС имел на вооружении разведчики и легкие бомбардировщики Р-1, в 1933 г. - 38, а в ноябре 1932 г. - 43. Ряд подразделений, оснащенных другими машинами, использовали Р-1 в качестве связных самолетов. Рост числа подразделений, имевших на вооружении самолеты Р-1, отражал рост общей численности Р-1 в ВВС СССР: если в конце 1925 г. к ВВС находился 271 Р-1, то к началу 1931 г. их было уже 1510, да и позже, в 1933 г., хотя Р-1 уже снимались с вооружения, их оставалось достаточно много - 1300 машин. Начиная с 1927 г., Р-1 стали поступать в тренировочные и учебные подразделения ВВС. И хотя с 1930 г. Р-1 стали заменять в строевых частях более совершенным самолетом Р-5, отдельные экземпляры существовали вплоть до 1935 г.