Первое подразделение в морской авиацииПервым подразделением морской авиации, получившим в 1927 г. самолет МР-1, стал 55-й отряд ближней разведки из состава ВВС Черноморского флота (г. Николаев). Затем гидросамолеты MP-1 появились на вооружении 51-го и 62-го отрядов Балтийского флота (Ленинград), 65-го отряда Черноморского флота (Севастополь), других подразделений. Всего на Балтике и на Черном море находились, соответственно, 19 и 21 MP-1. На этом самолете летали летчики 67-го речного отряда Днепровской военной флотилии. 15 марта 1929 г. началось формирование 68-го отдельного гидроавиационного отряда Амурской военной флотилии, вооруженного МР-1. Р-1 и МР-1 пришлось участвовать в локальных войнах и вооруженных конфликтах. 6 августа приказом Реввоенсовета была создана Особая Краснознаменная Дальневосточная армия (ОКДВА) под командованием В.К.Блюхера. Общий замысел операции состоял в следующем: двумя мощными группами - Забайкальской и Дальневосточной, действуя вдоль КВЖД, разгромить основные силы китайцев. Основной удар наносила Забайкальская группа. Для обеспечения безопасности коммуникаций вдоль реки Амур решили провести отдельную операцию против китайской флотилии, дислоцировавшейся на реке Сунгари. Дальневосточной группе передали 40-ю эскадрилью им. Ленина, вооруженную Р-1 и дислоцировавшуюся ранее в Липецке. В самом конце сентября она прибыла в Спасск. В ее оперативном подчинении находился 68-й отряд Амурской военной флотилии на МР-1. В состав Забайкальской группы входила 26-я отдельная легкобомбардировочная эскадрилья, а также 6-й и 25-й отряды [17]. Всего в ОКДВА имелось 69 боевых самолетов, в основном Р-1, 8 МР-1, несколько истребителей «Мар-тинсайд». Китайцы в южных районах Манчжурии имели два самолета «Бреге» Сначала была проведена Сунгарийская операция у г. Лахасусу силами Амурской флотилии и Сунгарийской группы ОКДВА. Их действия поддерживал 68-й авиационный отряд (командир Э.М.Лухг) и часть переброшенной из Спасска 40-й эскадрильи, которой командовал Карклин, причем 68-й отряд находился в его оперативном подчинении. Отметим, что по пути эскадрилья сделала посадку на аэродроме в Хабаровске, где сухопутные летчики, не имеющие опыта в поражении морских целей, тренировались в бомбометании по неподвижному кораблю -старому списанному монитору «Смерч». Пять самолетов бросали бомбы с высоты 600-800 м. Из 15 сброшенных прицелочных и 10 боевых фугасных бомб АФ-32 (вес 32 кг) ни одна не попала в цель. Разрыв бомб в 2-3 метрах от корабля не оказал никакого воздействия на корпус. Таким образом, ограниченные по срокам и масштабу учения не позволили существенно повысить боеспособность эскадрильи, однако выявили ее недостаточную подготовку к боевой операции. Боевые действия началась 12 октября 1929 г. в 6 часов 7 минут. Самолеты 40-й эскадрильи бомбили корабли неприятеля. В своих донесениях летчики указывали, что все корабли были накрыты бомбами, но позже выяснилось, что ни одна бомба 40-й эскадрильи не попала в цель. 68-й отряд действовал более успешно, потопив плавучую батарею «Дун-И» на рейде у Лахасусу.Ревущие над головой самолеты Р-1 п МР-1, рвущиеся бомбы, обстрел с воздуха из пулеметов вносили в ряды личного состава противника растерянность и панику. Этим облегчалось выполнение боевой задачи сухопутными войсками и кораблями Амурской флотилии. Метким огнем с монитора «Красный Восток» на рейде Лахасусу были потоплены канонерские лодки «Дзян-Пин» и «Ли-Дзе». Десант с нескольких сторон занял г. Лахасусу. Китайские корабли, еще сохранившие способность двигаться, стали покидать рейд и уходить вверх по реке. После операции под Лахасусу боевые действия продолжались. Китайцы пытались перенести их на нашу территорию. После 12 октября произошли налёты на ряд населенных пунктов вблизи Амура, особенно пострадали Опочи и Нерчинский завод, погибло мирное население. Китайцы укрепились в Фугдине (выше по течению Сунгари), Сан-Сине. Из Мукдена прибыли подкрепления. На рейде г. Фугдина сосредоточились остатки Сун-гарийской флотилии в составе канонерской лодки «Киан-Хен», трех вооруженных пароходов и одного вооруженного транспорта. Активные боевые действия на территории нашей страны китайское командование планировало начать после ледостава на Амуре, когда без труда можно было бы преодолеть водную преграду. Таким образом, обстановка, сложившаяся на Дальневосточном театре военных действий к концу октября, с полной очевидностью говорила о том, что необходимо проведение еще одной операции на Сунгарийском направлении - Фугдинской. В ней участвовал 68-й авиаотряд. Операция началась 30 октября 1929 г. МР-1 на рейде Фугдина атаковали главную цель - китайский корабль «Киан-Хен». В него попали три бомбы и он затонул, как удалось позже выяснить по показаниям местных жителей и пленных, со своим экипажем, спастись удалось только четверым. 1 ноября десант при поддержке авиации, мониторов и канонерских лодок занял Фугдин. Из-за последующего резкого падения температуры воздуха до 11 градусов мороза и усиления ветра до 8 баллов противника не преследовали. Во время полетов 1-2 ноября поплавки двух МР-1 были повреждены льдом. Один самолет, № 672, при посадке на рейде Лахасусу сильной боковой волной и ветром перевернуло через крыло. Экипаж спасся. Еще один МР-1 № 683, у которого обледенели поплавки, был вынужден сесть на сушу у китайской деревни Киндели в полукилометре от берега. Разбитый самолёт был сожжен; экипаж выбрался с оружием на нашу территорию [18, 19]. В боях на Сунгари особо отличились командир отряда Э.М.Лухт, летчики Д.И.Боровиков, Б.Я.Козлов, И.Я.Сегедин, П.В.Соловьев, инженер отряда И.Т.Су-хинин. Боевые действия на Забайкальском направлении начались 17 ноября с Манчжуро-Чжалайнорской операции. На рассвете 20 самолетов нанесли бомбовый удар по укреплениям китайцев около города Чжайланор. Советская авиация штурмовала пехоту и кавалерию противника. 18 ноября в город вошли части ОКДВА. В тот же день благодаря поддержке авиации удалось занять станцию Манчжурия. Затем авиация активно использовалась на Хайларском направлении. После успешных действий ОКДВА 22 ноября 1929 г. Китай был вынужден заключить мирное соглашение. Р-1 воевали в Средней Азии с басмачами, помогали в ликвидации восстания на Кавказе (1925, 1929 гг.). Самолеты Р-1 также использовались и в гражданской авиации. Первые десять машин, переданные ВВС обществу «Добролет» в 1929 г., имели бортовые номера от СССР-183 до СССР-192. На них московское отделение «Добролета» проводило в Средней Азии испытание химического оборудования против саранчи, которые выявили непригодность Р-1 для этой цели. В 1931 г. из ВВС было передано еще около 100 Р-1 для обучения курсангов и тренировок летного состава в Батайской, Тамбовской м Балашовской школах ГВФ, в Учебном комбинате (Институте инженеров ГВФ) в Ленинграде, в Московской школе технического состава ГВФ. Известны несколько бортовых номеров учебных Р-1: СССР-В9, СССР-В10, СССР-В12. Десять машин использовались для перевозки матриц и выполнения особых поручений летным отрядом газеты «Правда». Этот отряд открыл в 1931 г. регулярную транспортную воздушную линию Москва-Ленин-град. С августа 1931 г. гражданские Р-1 имели обозначение П-1. С июня 1929 г. несколько Р-1 нашли применение в НИИ ГВФ и других исследовательских организациях ГВФ (№№ 2827, 2986, 3135 и др.). В 1931 г. самолеты НИИ ГВФ имели бортовые номера СССР-33 (№ 3454) и СССР 312 (№ 3688). Однако летная служба Р-1 в ГВФ была недолгой: с 1932 г. их начали списывать. Последние три машины использовались до 1934 г. в воздушных перевозках на линиях Украинского и Кавказского отделений Аэрофлота. В 1930 г. ВВС предложили 61 экземпляр Р-1 Осоавиа-химу, однако об их применении там ничего неизвестно. |