12.1. Общие сведенияУправление самолетом может быть ручным, автоматическим и автоматизированным. При ручном управлении пилот получает информацию о положении самолета в пространстве и сопоставляет ее с величинами требуемых параметров в данный момент полета. После принятия определенного решения он активно воздействует на рычаги управления и выводит самолет в требуемое положение. Таким образом, при ручном управлении образуется замкнутый контур «приборы— пилот—органы управления—самолет». Качество управления самолетом в этом случае зависит не только от точности показаний приборов, но и в значительной мере от занятости, физической нагрузки и субъективных качеств пилота. При автоматическом управлении пилот контролирует действия системы. При необходимости он изменяет программу работы или отключает систему, т. е. он находится вне замкнутого контура управления. Примером такой системы является работа автопилота в режиме стабилизации. Автоматизированная система занимает промежуточное положение между системами ручного и автоматического управления. Она обеспечивает формирование необходимых командных сигналов. Пилот использует их и осуществляет управление самолетом, т. е. он выполняет функции усилительного звена системы. В этом случае пилот освобождается от выполнения логических операций по управлению самолетом. Преимущества автоматических устройств при выполнении конкретных операций навигационного процесса не умаляют ведущей роли человека на пилотируемом летательном аппарате. Человек обладает целым рядом психофизических свойств, позволяющих решить задачи управления в условиях, когда автоматика оказывается неэффективной. К таким свойствам относятся: — большой диапазон воспринимаемых сигналов; — способность к инициативе в случаях резкого изменения обстановки, требующих творческого решения задачи; — длительная память, позволяющая учитывать накопленный опыт, и другие. Таким образом, управление самолетом в современных и ближайших перспективных условиях развития авиации можно представить как автоматизированное управление самолетом при участии и под контролем человека. Рассмотрим устройство и принцип действия элементов и комплексных систем управления полетом современного самолета.
|