Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

Пе-8 (ТБ-7, АНТ-42)

Этот самолет, по определению советских специалистов, являлся четырехмоторным высотным, дальним, скоростным стратегическим бомбардировщиком. Роль дальней авиации в современной войне было трудно преувеличить, об этом свидетельствовали события воздушных войн, начиная с Первой мировой.

Самолет Пе-8 был разработан коллективом конструктора В. М. Петля-кова под руководством А. Н. Туполева, отсюда два шифра самолета с именами обоих конструкторов. Впервые самолет поднялся в воздух 27 декабря 1936 года. Испытательный полет совершил летчик М. М. Громов, прославивший «крылья отечества». Самолет Пе-8 должен был заменить уже устаревший ТБ-3.

Самолет Пе-8 — высотный скоростной стратегический бомбардировщик

Самолет Пе-8 — высотный скоростной стратегический бомбардировщик

Тяжелый стратегический бомбардировщик Пе-8 своей роли не сыграл, причин было несколько:

за десять лет было построено лишь 79 экземпляров (четырех модификаций);

неудачные в конструктивном и эксплуатационном отношении дизельные двигатели А. Д. Чаромского, которые были установлены на первых экземплярах, не позволяли отнести самолет к «надежным»;

не была закончена модернизация, в частности, увеличение калибра оборонительного вооружения.

На самолетах группы М. В. Водопьянова, участвовавших в первом налете на Берлин в августе 1941 года, были установлены дизельные двигатели.

Основные модификации самолета: АНТ-42. 1936 год (начало проектирования — 1934 г.). Двигатели: АМ-34 ФРН (930 л. с.), АМ-34 ФРН (1200 л. с.). Размах крыла — 39,01 м, длина самолета — 23,4 м, площадь крыла — 188,4 м2;

ТБ-7. 1939 год. Двигатели: АМ-35А (930 л. с.); АМ-35А (1200 л. с.). Размах крыла — 39,1 м, длина самолета — 23,59 м, площадь крыла — 188,68 м2;

ТБ-7. 1941 год. Двигатель А4-30Б (1080 л. с.), дизель. Размах крыла — 39,1 м, длина самолета — 23,59 м, площадь крыла — 188,68 м2;

Пе-8. 1943 год. Двигатель АШ-82ФН (1523 л. с.). Размах крыла — 39,1 м, длина самолета — 23,59 м, площадь крыла — 188,68 м2.

Тактико-технические данные самолета Пе-8: масса пустого самолета — 18 000—18 570 кг, масса самолета, полетная — до 36 000 кг, дальность полета — до 6000 км, в зависимости от бомбовой нагрузки. На каждый километр пройденного пути расход топлива составлял 3,2—3,5 л. Для сравнения: самолет другого поколения, МиГ-25, на 1 км расходует 10 л керосина. Пе-8 при бомбовой загрузке 2000 кг имел дальность полета 4000 м, скорость полета у земли — 300—362 км/ч, скорость полета на максимальной высоте — 395—427 км/ч, потолок — 8500—10 500 метров.

Самолеты летали, как правило, на небольших высотах. Члены экипажа кислородными масками пользовались редко. Для увеличения высотности самолета был использован агрегат центрального наддува (он устанавливался лишь на первую модификацию самолета). Основные двигатели, таким образом,на большой высоте не испытывали недостатка давления воздуха. Позже, в 1947 году, вместо агрегата отечественный двигатель был снабжен турбокомпрессором, составлявшим часть двигателя (АШ-73ТК).

В 1938 году на высоте 8000 м была достигнута скорость горизонтального полета — 403 км/ч. Рекордной высотой полета для Пе-8 была величина 10 800 м. Экипаж самолета состоял из 8—12 человек. Один из вариантов: командир корабля, второй пилот, штурман, радист, пять воздушных стрелков, борттехник, бомбардир.

В качестве оборонительного вооружения на самолете были пулеметные установки, в том числе и спаренные. Пулеметы ШКАС (7,62 мм) имели боекомплект по 650 патронов, пулеметы калибра 12,7 мм — 220 патронов, пушка калибра 20 мм ШВАК — боекомплект 200 снарядов. Один из возможных вариантов наличия оборонительного вооружения самолета: две пушки, два крупнокалиберных пулемета.

Удачное расположение огневых точек обеспечивало защиту самолета в воздушном бою. Например, передняя (бомбардир) и задняя (стрелок) огневые установки могли поражать воздушные цели, находившиеся в пространстве конуса с образующим углом 120°. Самолет мог нести бомбовую нагрузку до 4000 кг (при полетах на близкое расстояние). Были случаи сбрасывания бомбы массой 5000 кг (лето 1943 года, район Курска). Бомбы размещались в бомболю-ке, частично — подвешивались под крылом. Члены экипажа — летчики, бомбардир, стрелки — были защищены бронеплитами толщиной 9 мм.

Достоверный факт — налет нескольких групп со-ветских самолетов на Берлин в августе — сентябре 1941 года широко освещен в литературе. 8 августа 1941 года в Кремле был подписан приказ И. В. Сталиным о нанесении бомбового удара по Берлину. Текст приказа был написан от руки на листе бумаги в клетку, вырванном из ученической тетради, но этот документ по праву является историческим. Полет группы самолетов состоялся 11 августа. Бомбить столицу Германии вылетели экипажи самолетов 432-го авиационного полка 81-й авиационной дивизии дальней авиации. Группу самолетов Пе-8 повел командир дивизии М. В. Водопьянов. Конечно, этот полет имел, в первую очередь, политическое значение и идеологическую направленность. Потери были большими. Из двадцати двух самолетов, образовавших группу, четыре не долетели до аэродрома подскока (г. Пушкин Ленинградской области) — отказали двигатели. До Берлина дошли лишь одиннадцать самолетов, из которых вернулись не все. На обратном пути вышли из строя все четыре двигателя самолета М. В. Водопьянова. Ему удалось мастерски посадить планирующую машину, державшуюся в воздухе на аэродинамическом качестве, экипаж остался жив.

 Экипажи были опытными. Многие командиры кораблей были призваны в армию из Гражданского воздушного флота (ГВФ). Над территорией Финляндии был сбит самолет, управляемый лейтенантом А. М. Панфиловым (призван в военную авиацию накануне войны из Туркменского управления ГВФ). Шесть членов экипажа с командиром погибли, пятеро оказались в фашистском плену. Вернулись из плена двое. Несколько экипажей погибло над морем. К сожалению, имеющиеся полные списки экипажей, которые погибли при выполнении ответственнейшего и рискованного боевого задания, до сегодняшнего дня не опубликованы. Суть подвига должна была покрыть все — несовершенство техники и организацию полета, потерю людей...

Нарком авиационной промышленности военного и послевоенного времени А. И. Шахурин писал: «Еще за несколько лет до войны конструкторский коллектив В. М. Петлякова сдал дальний бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8), воплотивший последние достижения передовой авиационной науки и техники и превосходивший по дальности полета аналогичные зарубежные образцы, в том числе и американскую "летающую крепость" „Боинг Б-17". Все же к концу войны нам удалось несколько увеличить и парк Пе-8, а также модифицировать его... В составе авиации дальнего действия эти „тяжелые крейсеры" использовали в первую очередь для нанесения бомбовых ударов по особо важным целям».

 За девять лет (1936—1945 гг.) было построено 79 экземпляров самолета. Конечно, в этом случае речь не может идти об «увеличении парка». Имевшиеся на вооружении самолеты (небольшое количество) Пе-8 сражались всю войну. Они бомбили Кёнигсберг, Данциг, Штеттин, Будапешт. В конце войны наш бомбардировщик был еще раз над Берлином. Во время Великой Отечественной войны самолетбомбардировщик выполнил очень важную функцию — перевозку дипломатов. Летчик Е. К. Пуусеп совершил перелет Москва—Мурманск—Пре-ствик—Рейкьявик—Вашингтон. Уже после войны бомбардировщик был переоборудован в мирное воздушное судно, он трудился, в частности, в Арктике.

 Вторая мировая война требовала большого количества самолетов и их высокой надежности. Соединенные Штаты Америки и Великобритания выпустили более 250 000 различных бомбардировщиков за время войны, в их числе замечательные самолеты: четырехмоторные — Б-17, Б-24, Б-29, «Ланкастер» Мк.111; двухмоторные B-25, B-26 и др. Большое количество и хорошее качество самолетов союзников позволяло им наносить действительно серьезные удары «по особо важным целям». 800—1000 одноименных самолетов с бомбовой нагрузкой 3000 кг для каждого практически сравнивали немецкие города с землей.