јвиаци€ и самолЄты
   
поиск по сайту

»л-4 (÷ Ѕ-30, ƒЅ-3, ƒЅ-3‘)

ќтечественный двухмоторный средний бомбардировщик конструкции —. ¬. »льюшина »л-4 был одним из основных самолетов в ¬еликую ќтечественную войну. ќн вместе с самолетом Ћи-2 был на вооружении в дальней авиации, имел смешанную конструкцию.

ѕервый полет самолета состо€лс€ в 1935 году (летчик-испытатель ¬.  .  оккинаки), с 1937 года он был прин€т на вооружение. —начала он обозначалс€ ÷ Ѕ-30, с 1937 года самолет имел обозначение ƒЅ-3 (дальний бомбардировщик), после его модификации в 1938 году изменилось — ƒЅ-3‘. ¬ 1940 году самолет стал носить им€ своего конструктора — »л-4.

ƒальний бомбардировщик ƒЅ-3

ƒальний бомбардировщик ƒЅ-3

¬ 1937—1939 годах на самолете ƒЅ-3 были установлены рекорды и выполнены замечательные полеты (летчик ¬.  .  оккинаки, штурман ј. ћ. Ѕр€ндинский). ѕерелет ћосква——Ўј был особо оценен на мировом уровне. —редн€€ скорость, при продолжительности полетов 23—24 часа, составл€ла 307—348 км/ч. »л-4 отличалс€ от своих предшественников лучшими характеристиками, но незначительно.  онструкци€ самолета не предусматривала модернизации. «амена двигател€ на более мощный позволила увеличить скорость лишь на 5—7 %.

—перва на самолет устанавливалс€ двигатель ћ-85 (765 л. с.), затем — ћ-88Ѕ (1100 л. с.).   началу ¬еликой ќтечественной войны »л-4 устарел. ≈го скорость полета была самой низкой среди всех действующих бомбардировщиков. Ѕолее того, даже своей штатной скорости (415-425 км/ч) самолет не давал по следующим причинам:
 

  • наружна€ подвеска бомб;
  • полеты строем;
  • ночные полеты;
  • износ двигателей;
  • метеорологические услови€, отличные от ћ—ј (ћеждународна€ стандартна€ атмосфера)
  • возможные перегрузки самолета
  • неопытные экипажи

 Ётот самолет не мог летать днем, так как он имел не только малую скорость, но и слабое стрелковое оборонительное вооружение (3—4 пулемета). Ћишь после лета 1943 года, когда количество советских истребителей возросло, самолеты действовали и днем.

ѕрименение «ночных» бомбардировщиков »л-4 в дневное врем€ — событие неординарное. Ёто было возможно при благопри€тном стечении обсто€тельств: летом 1943 года на  урской дуге, в июне 1944 года на  арельском перешейке. ћаршал ». ’. Ѕагром€н писал: «—трем€сь максимально усилить удары с воздуха, ј. ј. Ќовиков решилс€ на дерзкий шаг: подн€ть в воздух т€желые бомбардировщики авиации дальнего действи€, которые обычно использовались только в ночное врем€».

 ѕри нормальной полетной массе самолет мог брать в бомбовый отсек 1000 кг бомб или одну торпеду (дл€ торпедоносца). ¬есова€ отдача была слабым звеном бомбардировщика — только 12—15 % полетной массы приходилось на бомбовую нагрузку. ƒл€ сравнени€: немецкий Ju-87 при полетной массе 4600 кг мог брать на внешней подвеске 1800 кг бомб.

ќ боевых возможност€х самолета можно судить по историческим налетам на Ѕерлин советских бомбардировщиков ƒЅ-3 в августе — сент€бре 1941 года. „тобы сократить рассто€ние до цели и полетное врем€, самолеты перебазировались из Ћенинграда на остров Ёзель (—аарема), откуда и совершались полеты. –ассто€ние до цели и обратно составл€ло 1760 км (1400 км из них — полет над морем).  аждый самолет имел бомбовую нагрузку — 800 кг. ¬рем€ в пути составл€ло 8 часов. “аким образом, средн€€ скорость полета была 220 км/ч.

—очетани€ показателей, приводимых во многих источниках, — дальность полета — 4000 км, бомбова€ нагрузка — 3000 кг, скорость полета — 430 км/ч, в одном полете, конечно, были нереальными. «»деологические» характеристики значительно отличались от реальных тактико-технических.

   началу ¬торой мировой войны лучшие самолеты дальнебомбардировочной авиации имели экипаж 6— 12 человек. Ёто было вызвано необходимостью с наибольшей эффективностью выполн€ть боевые задачи. –абота экипажа при длительных полетах в боевой обстановке сложна и разнообразна:
 

  • полет по заданному маршруту в любую погоду,
  • в любое врем€ суток;
  • точное бомбометание;
  • надежна€ св€зь с командиром группы, с другими экипажами, с землей, с истребител€ми сопровождени€;
  • воздушные бои на маршрутах, в зоне бомбометани€

 ¬ составе экипажа об€зательно находились двое летчика. ¬ойна вносила свои коррективы в укомплектование боевых экипажей: помимо летчиков, штурмана (двух штурманов), бомбардира, радиста, бортинженера, воздушных стрелков в полетах принимали участие переводчики, операторы радиолокационных станций и т. д. —амолет »л-4 совершал полеты лишь с трем€ членами экипажа. ¬ последних сери€х »л-4 было четыре члена экипажа. ¬ 1943 году прин€ли решение о прекращении выпуска »л-4.   сожалению, замены этому бомбардировщику не было. Ќесколько сотен выпущенных во врем€ войны бомбардировщиков “у-2 не могли покрыть потребности фронта, хот€ и этот самолет, по прин€той мировой классификации, не мог быть отнесен к самолету дальней авиации. ¬сего было выпущено 1528 DB-3 и 5256 »л-4. Ѕомбардировщики —. ¬. »льюшина находились в строю до 1949 года.