Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

Ил-4 (ЦКБ-30, ДБ-3, ДБ-3Ф)

Отечественный двухмоторный средний бомбардировщик конструкции С. В. Ильюшина Ил-4 был одним из основных самолетов в Великую Отечественную войну. Он вместе с самолетом Ли-2 был на вооружении в дальней авиации, имел смешанную конструкцию.

Первый полет самолета состоялся в 1935 году (летчик-испытатель В. К. Коккинаки), с 1937 года он был принят на вооружение. Сначала он обозначался ЦКБ-30, с 1937 года самолет имел обозначение ДБ-3 (дальний бомбардировщик), после его модификации в 1938 году изменилось — ДБ-3Ф. В 1940 году самолет стал носить имя своего конструктора — Ил-4.

Дальний бомбардировщик ДБ-3

Дальний бомбардировщик ДБ-3

В 1937—1939 годах на самолете ДБ-3 были установлены рекорды и выполнены замечательные полеты (летчик В. К. Коккинаки, штурман А. М. Бряндинский). Перелет Москва—США был особо оценен на мировом уровне. Средняя скорость, при продолжительности полетов 23—24 часа, составляла 307—348 км/ч. Ил-4 отличался от своих предшественников лучшими характеристиками, но незначительно. Конструкция самолета не предусматривала модернизации. Замена двигателя на более мощный позволила увеличить скорость лишь на 5—7 %.

Сперва на самолет устанавливался двигатель М-85 (765 л. с.), затем — М-88Б (1100 л. с.). К началу Великой Отечественной войны Ил-4 устарел. Его скорость полета была самой низкой среди всех действующих бомбардировщиков. Более того, даже своей штатной скорости (415-425 км/ч) самолет не давал по следующим причинам:
 

  • наружная подвеска бомб;
  • полеты строем;
  • ночные полеты;
  • износ двигателей;
  • метеорологические условия, отличные от МСА (Международная стандартная атмосфера)
  • возможные перегрузки самолета
  • неопытные экипажи

 Этот самолет не мог летать днем, так как он имел не только малую скорость, но и слабое стрелковое оборонительное вооружение (3—4 пулемета). Лишь после лета 1943 года, когда количество советских истребителей возросло, самолеты действовали и днем.

Применение «ночных» бомбардировщиков Ил-4 в дневное время — событие неординарное. Это было возможно при благоприятном стечении обстоятельств: летом 1943 года на Курской дуге, в июне 1944 года на Карельском перешейке. Маршал И. Х. Багромян писал: «Стремясь максимально усилить удары с воздуха, А. А. Новиков решился на дерзкий шаг: поднять в воздух тяжелые бомбардировщики авиации дальнего действия, которые обычно использовались только в ночное время».

 При нормальной полетной массе самолет мог брать в бомбовый отсек 1000 кг бомб или одну торпеду (для торпедоносца). Весовая отдача была слабым звеном бомбардировщика — только 12—15 % полетной массы приходилось на бомбовую нагрузку. Для сравнения: немецкий Ju-87 при полетной массе 4600 кг мог брать на внешней подвеске 1800 кг бомб.

О боевых возможностях самолета можно судить по историческим налетам на Берлин советских бомбардировщиков ДБ-3 в августе — сентябре 1941 года. Чтобы сократить расстояние до цели и полетное время, самолеты перебазировались из Ленинграда на остров Эзель (Саарема), откуда и совершались полеты. Расстояние до цели и обратно составляло 1760 км (1400 км из них — полет над морем). Каждый самолет имел бомбовую нагрузку — 800 кг. Время в пути составляло 8 часов. Таким образом, средняя скорость полета была 220 км/ч.

Сочетания показателей, приводимых во многих источниках, — дальность полета — 4000 км, бомбовая нагрузка — 3000 кг, скорость полета — 430 км/ч, в одном полете, конечно, были нереальными. «Идеологические» характеристики значительно отличались от реальных тактико-технических.

 К началу Второй мировой войны лучшие самолеты дальнебомбардировочной авиации имели экипаж 6— 12 человек. Это было вызвано необходимостью с наибольшей эффективностью выполнять боевые задачи. Работа экипажа при длительных полетах в боевой обстановке сложна и разнообразна:
 

  • полет по заданному маршруту в любую погоду,
  • в любое время суток;
  • точное бомбометание;
  • надежная связь с командиром группы, с другими экипажами, с землей, с истребителями сопровождения;
  • воздушные бои на маршрутах, в зоне бомбометания

 В составе экипажа обязательно находились двое летчика. Война вносила свои коррективы в укомплектование боевых экипажей: помимо летчиков, штурмана (двух штурманов), бомбардира, радиста, бортинженера, воздушных стрелков в полетах принимали участие переводчики, операторы радиолокационных станций и т. д. Самолет Ил-4 совершал полеты лишь с тремя членами экипажа. В последних сериях Ил-4 было четыре члена экипажа. В 1943 году приняли решение о прекращении выпуска Ил-4. К сожалению, замены этому бомбардировщику не было. Несколько сотен выпущенных во время войны бомбардировщиков Ту-2 не могли покрыть потребности фронта, хотя и этот самолет, по принятой мировой классификации, не мог быть отнесен к самолету дальней авиации. Всего было выпущено 1528 DB-3 и 5256 Ил-4. Бомбардировщики С. В. Ильюшина находились в строю до 1949 года.