Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

В-24 «Либерейтор» (В-24 Liberator)

Это один из трех американских четырехмоторных стратегических бомбардировщиков. Он был самым массовым самолетом данного типа: всего был выпущен 18 431 экземпляр. Самолет варианта «Consolidated» был выпущен в 6678 экземплярах. Первый полет самолета В-24 состоялся 29 декабря 1939 года. Вместе с летающей крепостью В-17 он составлял основу мощи бомбардировочной авиации США. Серийный выпуск В-24 фирмой «Конвер» в Сан-Диего (штат Калифорния) — успех в области авиастроения. Самолет был технологичным, надежным, имел высокие летно-тактические и технические показатели и небольшую себестоимость (304 391 доллар). В-24 во время войны выпускался также фирмой «Дуглас». Тогда на предприятиях фирмы трудились 160 000 рабочих и служащих.

Дальний бомбардировщик «Консолидейтед» В-24 «Либерейтор» (1940 г.)

Дальний бомбардировщик «Консолидейтед» В-24 «Либерейтор» (1940 г.)


Задачи, решаемые этим самолетом, были ответственнейшие и самые разнообразные: бомбардировки немецких объектов, в том числе городов, нанесение бомбовых ударов по нефтяным промыслам в Румынии (Плоешти), по островам Тихого океана, борьба с подводными лодками Германии, ведение дальней разведки с использованием радиолокационных средств. Ни один тип бомбардировщиков не уничтожил большее число немецких истребителей, чем В-24. Самолет использовался также для транспортировки военных грузов, для воздушного противолодочного охранения северотрансатлантических конвоев. Он имел новейшее бортовое оборудование для обнаружения подводных лодок противника. Нередко обнаруженные немецкие подлодки (U519) уничтожались этим же самолетом. Экипаж состоял из 8—12 человек: командир корабля, второй пилот, штурман, борт-инженер, радист, воздушные стрелки.

Самолет B-24 — цельнометаллический среднеплан, с передней стойкой шасси. Крыло — трапециевидное, двухкилевое хвостовое оперение.

Основные летно-тактические и технические данные

Полетная масса................. 29 500 кг

Дальность полета................3380 км

Практический потолок.......... 8540 м

Скорость полета.................483 км/ч

На самолете были установлены четыре двигателя R-1830 «Прат-Уит-ни» («Туин Уосп») мощностью по 1200 л. с.

Самолет, в зависимости от дальности полета, мог брать на борт до 4000 кг бомб. В качестве оборонительного вооружения имел 10 крупнокалиберных пулеметов калибра 12,7 мм. Самолет был оснащен современными радиотехническими средствами, средствами радиосвязи, оборудованием для дальних и ночных полетов системы «свой—чужой» и т. д.

Несколько единиц «Либерейто-ров» было в Советском Союзе. Последний самолет в 1950 году потерпел катастрофу, на взлете обрезало двигатели. Члены экипажа погибли (среди погибших был сокурсник автора по авиационному училищу харьковчанин Заяц).