Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

Норт Америкен В-25 «Митчел» (North American B-25 «Mitchell»)

Средний бомбардировщик времен Второй мировой выпускался крупнейшей фирмой США «Норт Америкен». Самолет предназначался для наземного базирования, но в одной боевой операции 1942 года, группа В-25 взлетала с авианосца «Хорнет». Сесть на авианосец бомбардировщики не могли, они совершили посадку на аэродроме в Китае.

Бомбардировщик В-25 J «Митчел»

Бомбардировщик В-25 J «Митчел»

Самолет выпускался в различных версиях: средний бомбардировщик, торпедоносец, штурмовик, разведчик.

Первый полет самолета состоялся в январе 1939 года.

В-25 принимал участие в боевых действиях в Европе, но особенно — на Тихоокеанском театре военных действий. Впервые группа самолетов из шестнадцати В-25 совершила бомбовый налет на Токио. Уже после окончания Второй мировой войны среди американских самолетов — нарушителей воздушного пространства Советского Союза на Дальнем Востоке — наиболее часто упоминался В-25. Вместе с тем самолет В-25 сыграл большую роль в истории советской авиации. Во время Великой Отечественной из США было поставлено 870 экземпляров бомбардировщиков, которые, естественно, использовались по своему прямому назначению в боях на советско-германском фронте. После войны в Советском Союзе самолетов дальней авиации не было. В это время основу этого вида авиации составляли В-25. Советским авиаторам конца 1940-х — начала 1950-х годов близок этот самолет. Все полки дальней авиации летали на этом среднем бомбардировщике, который, по отечественным понятиям был, «дальний».

Самолет В-25 представлял собой двухмоторный двухкилевой высокоплан с передней стойкой шасси. На нем устанавливались 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения. «Райт Циклон» мощностью по 1700 л. с. Воздушные винты — четы-рехлопастные, изменяемого в полете шага «Гамильтон Стандарт Гидро-матик» — имели высокий коэффициент полезного действия. Экипаж состоял из 6—7 человек. Рабочие места —стандартные для бомбардировщиков: в передней кабине располагались летчики, штурман (бомбардир), в задней — радист, воздушные стрелки. В средней части фюзеляжа находился бомбоотсек, доступ в который во время полета был возможен благодаря люку из лаза (сообщение между передней и задней кабинами).

Самолет создавался по новому секционированному методу. Фюзеляж собирался из трех частей — передней, средней и задней. Соединение частей фюзеляжа производилось по стыковочным шпангоутам с помощью фитингов, прикрепленных к лонжеронам четырьмя болтами. Усиленные штампованные шпангоуты имели в сечении тавр, промежуточные — швеллер. Стрингеры имели в сечении профили — тавр, швеллер, уголки, бульбоуголки. В передней кабине — два аварийных люка. В задней части фюзеляжа, в кабине радиста и стрелков размещался аварийный люк, имелся люк спасательной надувной лодки. В центральной части фюзеляжа находился бомболюк. Управление створками было гидравлическое, аварийное открытие люков — механическое, вручную (ручка была расположена в кабине радиста). Также был предусмотрен аварийный выпуск передней стойки шасси. Консоль крыла самолета — двухлонже-ронной конструкции; поперечные элементы конструкции — 14 нервюр. Силовыми элементами конструкции являлись также стрингеры и работающая обшивка. Стабилизатор, оба киля, рули имели цельнометаллическую конструкцию. Стабилизатор — двухлонжеронный, имел 16 нервюр. Киль — также двухлонжеронный, П-образного сечения, каждый имел 7 нервюр.

Руль поворота — однолонжерон-ный, силовыми элементами являлись 10 нервюр для каждого руля. Руль высоты — однолонжеронный с 13 нервюрами (для каждого). В конструкции стабилизатора и килей были предусмотрены узлы крепления, узлы подвески рулей, кронштейны для крепления триммеров, кронштейны для крепления секторов системы управления и т. д. Самолет мог нести в нормальном варианте 1360 кг бомб или одну торпеду (для торпедоносца). Стрелковое вооружение — 6 крупнокалиберных пулеметов «Кольт-браунинг» калибра 12,7 мм

Основные летно-тактические и технические данные самолета В-25 J
Скорость полета ................... 442 км/ч
Практический потолок............ 7250 м
Дальность полета .................. 4300 км(для модели J)


Всего было выпущено 9816 экземпляров самолетов всех модификаций. Самолеты В-25 стояли на вооружении в Советских ВВС примерно до 1952 года. Автор в 1951 году участвовал в перегоне четырех самолетов В-25 из полка дальней авиации (г. Ле-бедин) на ремонтный завод в г. Мо-нино. После ремонта самолеты снова были в строю.