Де Хэвилленд «Москито» (De Havilland «Mosquito»)В 1938 году в Великобритании была начата разработка двухмоторного скоростного высотного боевого самолета «Москито», в воздух он поднялся в ноябре 1940 года. Во вревойны этот самолет сыграл большую роль в деле победы над Германией. Все боевые сводки о воздушных боях на Западном фронте и о налетах авиации союзников на Германию включали неизменно слово «Моски-то». Немецкие военно-воздушные силы предпринимали неимоверные усилия по защите своих территорий от бомбардировок их самолетами США и Великобритании, но решить эту задачу не удалось — силы были не равны.
Истребитель-бомбардировщик F. B. Mk-VI «Москито» (под крылом установлены ракеты) (1940 г.)
«Москито» был эффективным и неуязвимым, что отличало его от других самолетов союзников и противников. Потери самолета составляли 1—5 единиц на 1000 боевых вылетов. Две версии «Москито» — разведчик и бомбардировщик — не несли вообще оборонительного стрелкового вооружения, оно было не нужно, так как на большой высоте при высоких скоростях самолет в воздухе противников не имел.
Самолет «Москито» выпускался в четырех версиях: разведчик, бомбардировщик, ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик. Было выпущено 7785 экземпляров, в том числе 6710 — во время Второй мировой войны. Они строились отдельными сериями, всего — 44. Самолеты различных серий имели отличия, определяемые их предназначением: моторы, вид и число единиц вооружения, фотооборудование, радары, радиоаппаратура и т. д.
Самолеты версий разведчик и бомбардировщик оборонительного и ударного стрелкового вооружения не имели. Ночной истребитель и истребитель-бомбардировщик были вооружены соответственно четырьмя 20-мм пушками и четырьмя 7,7-мм пулеметами. Истребитель-бомбардировщик мог нести торпеду (калибр — 457 мм), а также две крупные ракеты. Истребитель-бомбардировщик серии FB. Mk-XVIII был вооружен четырьмя 20-мм пушками, пушкой калибра 57 мм и восьмью ракетами.
«Москито» представлял собой двухмоторный моноплан деревянной конструкции. Фюзеляж — типа моно-люк с работающей обшивкой. Особенностью конструкции являлось то, что продольные элементы стрингера, лонжероны практически отсутствовали. Работающая деревянная обшивка состояла из двух слоев фанеры, между которыми имелось заполнение — древесина бальзы.
Несколько мощных шпангоутов обеспечивали дополнительную прочность и жесткость конструкции. Стенки шпангоутов также состояли из двух слоев древесины, между которыми содержался заполнитель. Бомбоотсе-ки по длине совпадали с хордой крыла, что делало всю конструкцию надежной и технологичной. Крыло самоле-
та «Москито» — двухлонжеронное. Лонжероны коробчатой формы, состояли из верхней и нижней полок и двух фанерных стенок. Конструктивными элементами крыла также являлись нервюры, стрингеры и обшивка. Нервюры были выполнены из дерева — фанеры, стрингеры изготовлены из дугласовой пихты, обшивка — из березовой фанеры.
Конструкция крыла предусматривала силовые элементы для крепления двигателей, радиатора, средств механизации крыла, элеронов.
«Москито» и после войны стоял на вооружении во многих странах: Великобритании, Бельгии, Германии, США, Австралии, Канаде, Франции,Доминиканской республике, Израиле, Югославии, Турции, Швеции и др. Например, в октябре 1956 года наряду с другими самолетами-участниками Второй мировой войны («Мустанг», В-17, «Метеор»...) в Израиле в составе военно-воздушных сил находилось 16 «Москито».
|