-
Производство же И-153 в 1939-1941 гг. продолжалось, несмотря на колебания в оценках боевой эффективности самолета.
Всего за 1939 г. завод № 1 построил 1011 экземпляров И-153, из них 918 - для ВВС, 91 - для ВВС ВМФ...
-
С конца 1938 г. Н.Н.Поликарпов по заданию наркомата начал проектировать истребитель И-190 с мотором М-88, представлявший собой дальнейшее развитие И-153. Заранее предполагалось, что второй экземпляр И-190 будет оснащен турбокомпрессором.
11 августа 1939 г...
-
И-169 представлял собой уже существенно измененную конструкцию - «чайку» с новым серийным мотором жидкостного охлаждения М-105. Более перспективным сочли вариант И-170 с мотором М-106. 29 октября 1939 г...
-
Да, к началу 1940 г. как истребитель И-153 уже устарел, поэтому некоторые руководители ВВС и сам Н.Н.Поликарпов рассматривали И-153П в первую очередь в качестве самолета, предназначенного для атак наземных целей. Впрочем, Николай Николаевич в 1940 г...
-
26 ноября 1940 г. Н.Н.Поликарпов направил народному комиссару авиационной промышленности А.И.Ша-хурину письмо: «Докладываю, что войсковые испытаний
самолетов И-153 (Чайка) с синхронными пушками ШВАК калибром 20 мм закончены 17 ноября 1940 г. Результаты испытаний признаны Комиссией ВВС вполне удовлетворительными и показали, что самолет И-153 с синхронными пушками является актуальным штурмовиком для борьбы с танками и наземными целями...
-
Другим направлением совершенствования истребителя И-153 являлось повышение мощи вооружения. Необходимость этого в полной мере выявилась после анализа опыта боев в Испании, где итальянцы широко применяли истребители CR-32, оснащенные пулеметами калибра 12,7 мм.
Работы по усилению вооружения начались сразу после внедрения И-153 в серийное производство. Крупнокалиберные пулеметы удобней всего было устанавливать у стыка лонжеронов центроплана «чайка» со шпангоутами фюзеляжа...
-
26 марта 1939 г. Н.Н.Поликарпов п ведущий инженер В.И.Тарасов подписали пояснительную записку к проекту еще одного высотного истребителя И-153В с мотором М-63, оснащенного гермокабиной конструкции Н.Н.Поликарпова и турбокомпрессорами (И-153В ТК, ГК). Взлетный вес составлял 1918 кг, максимальная скорость на высоте 9000 м - 503 км/ч...
-
Летом 1939 г. прошел летные испытания истребитель И-153 с мотором М-62, оснащенный винтом АВ-1 изменяемого в полете шага. Скорость на высотах до 3500 м повысилась на 2-5 км/ч по сравнению с И-153 с винтом фиксированного шага, время набора высоты 5000 м уменьшилось с 6,7 до 5,3 мин, возрос потолок с 9800 м до 11000 м...
-
Как только удалось доработать более мощный и высотный мотор М-62, его сразу же установили на И-153. Первый экземпляр самолета (заводской номер 6019) с этим мотором и винтом фиксированного шага (ВФШ) проходил заводские испытания в апреле 1939 г., государственные- в июне. Максимальная скорость возросла до 443 км/ч...
-
11 октября 1937 г. Н.Н.Поликарпов направил доработанный эскизный проект самолета (заранее предусмотрев в нем установку помимо М-25В более мощного мотора М-62, который еще только проходил испытания) Смушкевичу, а также руководителю главка А.Н.Туполеву.
Первый опытный И-153 (заводской номер 5001)
На заседании Совета Труда и Обороны Союза ССР Смушкевич поставил вопрос о необходимости скорейшей разработки и внедрения в серийное производство нового маневренного истребителя. 14 октября 1937 г...
-
В конце 1937 г. под руководством Н.Н.Поликарпова создали проект еще одной модификации И-15бис - истребителя И-152. Предполагалось, что он будет эталоном для серии на вторую половину 1938 г...
-
Положительный опыт первых боев И-15 в небе Испании заставил по-новому взглянуть на место маневренного истребителя в системе вооруженных сил СССР. В конце ноября 1936 г. Н.Н.Поликарпову выдали заказ на разработку нового маневренного истребителя по типу И-15, получившего обозначение И-15бис (И-15, второй вариант).
Первый опытный экземпляр истребителя И-15бис
К этому времени на Пермском моторном заводе № 19 уже освоили выпуск по лицензии двигателя Райт «Циклон» SGR-1820 F-3 под обозначением М-25...
-
Несмотря на успешные полеты И-15, его перспективность, к середине 1935 г. у руководства ВВС сложилось отрицательное отношение к самолету.
Особенности аэродинамической схемы И-15 приводили к тому, что центроплан типа «чайка» при наличии угла скольжения создавал значительную боковую силу, уменьшающую радиус виража, но, вместе с тем, «уводящую» самолет с траектории при неточном пилотировании или порывах ветра. Отметим, что наличие боковой силы, создаваемой не проекцией подъемной силы крыла в зависимости от того или иного значения угла крена, а фюзеляжем, специальными поверхностями (в том числе и центропланом), повышает возможности истребителя в ближнем маневренном бою, расширяет сектор возможных углов обстрела...
-
Оба эти направления соединились в конструкции самолета И-15В (заказ 415В) с высотным мотором Райт «Циклон» F-7, винтом изменяемого шага ВИШ-26 и двумя турбокомпрессорами ТК-1 (1938 г.). На нем установили гермокабину конструкции Н.Н.Поликарпова, без кольца. Герметизация достигалась прижимом крышки фонаря к окантовке с резиновым валиком...
-
Успех побудил Поликарпова разработать проект специальной рекордной модификации самолета ЦКБ-3 № 1 дублер, получившей обозначение ЦКБ-ЗРВ («рекорд высоты») или ЦКБ-42. Размах верхнего крыла был увеличен до 12 м, нижнего - до 9,5 м. Благодаря этому площадь крыла увеличилась до 26,9 м:...
-
Еще один проект с более существенными изменениями аэродинамики Николай Николаевич разработал к лету 1935 г. Машина получила обозначение ЦКБ-3 № 1 дублер (иногда в документации она называлась «И-15 с вынесенной "чайкой"»). Предполагалось, что в случае успешного завершения испытаний, ЦКБ-3 № 1 дублер будет внедряться в серийное производство как эталон первого полугодия 1936 г...
-
В начале 1933 г. руководство ВВС утвердило план развития опытного самолетостроения на 1933-1934 гг., реализация которого должна была привести к качественному скачку в отечественной авиационной технике. В эти годы предполагалось создать новые бомбардировщики Д-1 с десятью двигателями М-34 и К-1 с двумя М-34 в ЦАГИ, в системе ГУ ГВФ - бомбардировщик Х-1 с двумя-тремя М-34, в КБ Калинина - ВС-2 с двумя М-52...
-
После издания приказа об образовании нового Центрального конструкторского бюро на заводе № 39 началась работа по подготовке и оснащению помещений, решению кадровых вопросов. П.И.Баранов дал всего один месяц на организацию нового ЦКБ. Его начальником назначили С.В.Ильюшина, на плечи которого легла основная тяжесть оформления и становления конструкторской организации...
-
Взяв за основу схему своего варианта истребителя И-13, Николай Николаевич существенно ее переработал. Двигатель жидкостного охлаждения М-32 был заменен двигателем воздушного охлаждения с кольцом Тауненда, в связи с чем серьезному изменению подверглась носовая часть фюзеляжа. Первоначально спроектированный нормальный центроплан крыла был затем выполнен по типу «чайки»...
-
Истребитель И-8
По плану к середине 1933 г. бригада должна была выпустить на испытания истребитель-полутораплан И-13 с двигателем жидкостного охлаждения М-32 и истреби-гель-моноплан И-14 с двигателем воздушного охлаждения М-38, который еще только разрабатывался [48, 49].
Бертош, выполняя указание Туполева, курировал проектирование И-13 на базе И-8.
Сухой сконцентрировал свои усилия на разработке истребителя-моноплана И-14 с убирающимся шасси и максимальной скоростью около 380 километров в час. Николай Николаевич высказал свои соображения по самолету, но понимания не встретил: Павел Осипович имел иной взгляд на проектирование И-14.
Николай Николаевич провел исследования по перспективам развития истребителей, двигателей...
-
Новое задание бригады № 3 предусматривало разработку пассажирского самолета, разведчика Р-11, истребителя И-13. В рабочем дневнике, который Поликарпов вел с сентября по октябрь 1931 г., по часам расписан ход работ над проектами.Приведу несколько записей: «21-ое сентября 1931 г.
8,5-12. Обработка результатов статиспытаний лонж...
-
Самолет создавали с учетом опыта проектирования штурмовиков ЛШ, ТШ-1, ТШ-2, но броня имелась только снизу. Для удобства хранения машины на корабле коробка крыльев была сделана складывающейся. ШОН построили в апреле 1931 г...
-
В конце апреля 1930 г. Николая Николаевича назначили начальником конструкторской бригады. Там он вел текущие работы по серийным самолетам И-3, И-5,
Р-5, У-2, помогал в испытании бомбардировщика ТБ-2, курировал работы завода № 25 по доводке истребителя И-6 и проектированию И-7.
Кроме указанных работ, конструкторская группа Н.Н.Поликарпова занималась и созданием новых машин...
-
Когда началась Великая Отечественная война, в частях имелись считанные единицы И-5. Ввиду больших потерь пришлось использовать и эти устаревшие машины. В тяжелом 1941 г...
-
И-5 применялся и в системе «Звено» В.С.Вахмистро-ва. Сверху на крыле бомбардировщика ТБ-1 устанавливали два И-5 с возможностью их отцепки в воздухе («Звено-1а»), Это позволяло существенно увеличить радиус действия истребителей. В дальнейшем система совершенствовалась...
-
И-5 использовался для различных испытаний новой техники. На нем отрабатывались реактивные снаряды РС-82. В КБ П.И.Гроховского машину превратили в первый в СССР пикирующий бомбардировщик, подвесив под нижним крылом две 250-кг бомбы...
-
Войсковые испытаний пятерки И-5 проходили в 73-м отряде 5-й авиабригады в Киеве с 28 ноября 1930 г. по 4 января 1931 г. [20]...
-
Летом 1930 г. на завод №39 с инспекцией прибыл В.Р.Менжинский. В память об этом событии председатель ОГПУ решил сфотографироваться с руководством, охранниками и заключенными...
-
В 1928 г. страна приступила к реализации первого пятилетнего плана. Главная задача пятилетки состояла в создании материальных основ дальнейшего экономического развития СССР...
-
Ввиду того, что ЦАГИ «провалил» задание на истребитель И-9, его передали ОСС ЦКБ. В августе-октябре 1929 г. Николай Николаевич сделал наброски предэскиз-ных проектов И-9 в схемах полутораплана и моноплана...
-
HD37 развивал максимальную скорость 307 км/ч у земли и набирал высоту 5000 м за 10,2 мин. В отчете НИИ ВВС по результатам испытаний говорилось: «HD37 может быть допущен на снабжение ВВС РККА как хороший самолет-истребитель». А один из руководителей ВВС Алкснис писал заместителю председателя РВС СССР И.С.Уншлихту: «В отношении летных качеств и маневренности самолет HD37 оставляет далеко позади себя самолеты, находящиеся на снабжении УВВС - Фоккер ДХ1-Испано-Сюиза 300НР, И2 и И2бис-М5 и выше построенные опытные самолеты ИЗ-BMWVI и И4-Юп.У1»...
-
«Разработка конструкции самолета И7-М17 предположена в нескольких вариантах: из них два с металлическим фюзеляжем и два с деревянным, один из последних будет иметь трапециевидные крылья», - отмечал Николай Николаевич в переписке по опытному строительству [46].
5 сентября 1929 г. НТК ВВС наконец сформулировал технические требования на постройку И-7. Они включали в себя следующие пункты: максимальная горизонтальная скорость на высоте 5000 метров не менее 270 км/ч, посадочная скорость не более 90 км/ч, время подъема на высоту 5000 м 8 минут, потолок - 7500 метров...
-
Эскизный проект истребителя И-6 с некоторыми замечаниями был утвержден в НТК BBC^i рекомендован к постройке, которая началась с лета 1929 г. В случае отсутствия мотора «Юпитер» VII (600 л.с.) или «Юпитер» VI(480 л.с.) УВВС соглашалось с заменой его на двигатель «Юпитер» IV (420 л.с.) и неизбежным снижением соответствующих технических требований к самолету. В этом случае получаемые на испытаниях характеристики должны пересчитываться под соответствующий мотор...
-
20 сентября 1928 г. НТК ВВС выдал предварительные требования к И-6 и И-7.
В июле 1928 г. в СССР доставили по одному экземпляру закупленных моторов...
-
В самое последнее время Правлением Авиатреста получено письмо Начальника ВВС т. Баранова, выдвигающее новую постановку вопроса, а именно - оставление в плане работ ОСС ЦКБ самолета Д2 и передачу проектирования и постройки самолета И-5 в ЦАГИ, мотивируя последнее желательностью переноса форм и схемы истребителя И-4 в деревянную конструкцию.
В связи с этим перед Советом выдвигается принципиальный вопрос о месте постройки истребителя И-5».
Представитель УВВС Крейсон заявил, что им получено указание от начальства голосовать только за передачу ЦАГИ разработки И-5. Погосский подтвердил, что решение начальника ВВС вызвано переговорами между Барановым и Туполевым...
-
Выступление Н.Н.Поликарпова произвело большое впечатление на присутствовавших. Было принято следующее решение:
«1. Технический Совет независимо от постройки самолета И-3 под мотор БМВ-VI должен проработать в плане возможность постройки высокоманевренного истребителя под мощный мотор с воздушным охлаждением.
2. Так как указанный мотор на снабжении и в производстве Авиатреста не имеется, а высокоманевренный истребитель необходимо иметь в ближайшем будущем, просить УВВС приобрести к апрелю месяцу 1928 года 3 экземпляра мотора Юпитер 8-й серии.
3. Поручить ОСС ЦКБ проработать вопрос о возможности включения указанного истребителя в план 1927-28 операционного года и соображения по этому поводу представить в Технический Совет.
4. Доклад ОСС ЦКБ и настоящее постановление Совета направить в НТК УВВС с просьбой обсудить вопрос полностью и дать заключение» [30].
В скором времени руководство Авиатреста включило в планы ОСС ЦКБ проектирование высокоманевренного истребителя И-5 с мотором воздушного охлаждения.
НТК ВВС выдал технические требования к этому самолету...
-
Появление других модификаций И-3 было связано с попытками установить на него более мощные моторы. Наиболее быстро и просто реализуемой оказалась идея замены мотора БМВ-VI (500/600 л.с.) на БМВ-VIZ мощностью 500/730 л.с. с картером из электрона...
-
Согласно расчетам, максимальная скорость ИЗ-РТЗ у земли в варианте полутораплана составляла 272 км/ч, потолок - 7725 м, время набора высоты 5000 м - 17,04 минуты. Длина фюзеляжа составляла 8 м, размах крыла был равен 12 м у полутораплана и 11 м у биплана [9].
Истребитель И-3 в полете
15 и 22 декабря 1926 г. проходило заседание Технического совета Авиатреста по эскизному проекту ИЗ-РТЗ...
-
Зная о потребностях ВВС, руководство Авиатреста вписало в планы работ ОСС ЦКБ проектирование одноместного истребителя-биплана И-3 с двигателем Райт
«Торнадо» III в 600 л.с. (или другим подходящей мощности), которое должно начаться с I августа 1926 г. Но предварительные технические требования ВВС к самолету были получены лишь 14 августа...
-
1 апреля 1926 г. ОСС ЦКБ получил новое задание на проектирование двухместного истребителя 2ИР-2 и одноместного ИР-5 с моторами Райт «Торнадо» III. Предполагалось, что постройка машины начнется с июня 1926 г...
-
Руководство НТК предполагало, что после завершения заводских и государственный испытаний опытного образца специальные войсковые испытания и учения позволят уточнить тактическое назначение самолета и его потребные летные характеристики.
Двухместный истребитель 2ИН-1 на аэродроме. Февраль 1926 г.
В процессе постройки взлетный вес 2ИН-1 по сравнению с проектом немного увеличился - на 60 кг. Вооружение состояло из двух синхронных пулеметов и одного на турели.
8 февраля 1926 г...
-
В годы Первой мировой войны широко использовались двухместные самолеты, первоначально как многоцелевые машины, способные вести воздушный бой, осуществлять разведку и бомбардировку. Недостаток маневренности искупался подвижностью пулеметных установок, способных поражать цели в сравнительно широком секторе обстрела. Развитие авиационной техники привело к тому, что одноместные истребители с хорошими скоростными и маневренными характеристиками к 1916 г...