Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

МУКИ ТВОРЧЕСТВА

 В годы Первой мировой войны широко использовались двухместные самолеты, первоначально как многоцелевые машины, способные вести воздушный бой, осуществлять разведку и бомбардировку. Недостаток маневренности искупался подвижностью пулеметных установок, способных поражать цели в сравнительно широком секторе обстрела. Развитие авиационной техники привело к тому, что одноместные истребители с хорошими скоростными и маневренными характеристиками к 1916 г. практически вытеснили двухместные машины с поля боя. Тем не менее, в Великобритании в середине 1916 г. на фирме «Бристоль» был создан двухместный истребитель F.2 «Fighter» («Файтер»), Улучшенная аэродинамика, высокое весовое совершенство конструкции, сравнительно большая мощность двигателя обеспечили высокие летные характеристики, позволявшие на равных вести маневренный воздушный бой с одноместными истребителями противника. Наличие стрелковой точки, прикрывающей заднюю полусферу, обеспечивало дополнительное преимущество. Быстро запущенные в массовое производство «Файте-ры» оказали большое влияние не только на исход многих воздушных боев, но и на авиационную тактику и стратегию воздушной войны. Машина долго - вплоть до 1932 г. - в различных модификациях оставалась на вооружении британских ВВС [1,2]. Разумеется, F.2 «Fighter» являлся не единственным, но, пожалуй, самым ярким представителем этого класса машин.

Анализируя боевой опыт Первой мировой войны, руководство ВВС РККА пришло к мнению о необходимости иметь на вооружении двухместные истребители. Задание на предварительную проработку такой машины выдали Поликарпову 8 октября 1924 г. 10 декабря 1925 г. НТК ВВС провел специальное совещание по этому вопросу [ 1 ].

Получив задание, Николай Николаевич изучил имеющуюся литературу, проанализировал пути достижения требуемых летных характеристик. Проведенные исследования показали, что вполне возможно создать двухместный истребитель с максимальной скоростью не менее 230 км/ч. Поликарпов рекомендовал использовать мотор мощностью не ниже 600 л.е., с которым характеристики истребителя могли быть еще более высокими.

26 января 1925 г. машина была включена в программу опытного строительства 1924/1925 операционного года, а 9 февраля НТК выдал официальное задание заводу № 1 на разработку двухместного истребителя под двигатель Райт «Торнадо» III. Работы продолжались недолго. 7 мая 1925 г. начальник ВВС дал указание их приостановить из-за неясности вопроса с двигателем, поскольку внешнеторговые организации не смогли заключить договор на его поставку из США. Отечественные двигатели подобной мощности находились в стадии разработки.

27 мая Технический совет постановил перепроектировать машину под мотор Нэпир «Лайон» мощностью 450 л.е., небольшую партию которых удалось закупить в Великобритании. К этому времени предварительный эскизный проект с двигателем Райт «Торнадо» III уже был готов и работы во многом пришлось начать заново. Истребитель получил обозначение 2ИН-1 (или 2И-Н1), что означало «двухместный истребитель с одним двигателем "Нэпир"» [1].

Главными проблемами при создании самолета являлись улучшение аэродинамики, достижение высокого весового совершенства. По предложению Ольховского, поддержанного Колпаковым-Мирошниченко, на машине применили выклеенный из шпона фюзеляж типа монокок обтекаемой формы, что обеспечивало небольшой вес конструкции и хорошие аэродинамические характеристики. Носовая часть фюзеляжа закрывалась дюралюминиевыми панелями. Фанера широко использовалась во внутренней конструкции и обшивке крыла, оперения. Хорошо закапотировать двигатель оказалось довольно трудно: 12 цилиндров мотора Нэпир «Лайон» размещались в четырех блоках, установленных иод углом 30" друг к другу. Тем не менее, коллектив опытного отдела справился с этой задачей, крайние блоки цилиндров лишь немного выступали в поток. Машина получилась красивой, изящной, а ее характеристики многообещающими. При полетной массе 1700 кг самолет должен был развить максимальную горизонтальную скорость 258 км/ч, высоту 5000 м набирать за 17 минут. Расчетный практический потолок равнялся 7600 м.

Следует отметить, что НТК ВВС, выдвигая довольно общие требования к двухместным истребителям, сам недостаточно четко понимал их оперативно-тактичес-кое назначение. В задание периодически вносились взаимоисключающие пункты. Н.Н.Поликарпов в письме в Авиатрест 8 сентября 1925 г. писал: «...По двухместному истребителю еще идет в наших военных сферах дискуссия о том, нужен или не нужен этот тип самолета, а если нужен, то надо ли его строить с уклоном увеличения горизонтальной или наоборот вертикальной скорости и потолка» [2].