јвиаци€ и самолЄты
   
поиск по сайту

»-5 разновидности

 огда началась ¬елика€ ќтечественна€ война, в част€х имелись считанные единицы »-5. ¬виду больших потерь пришлось использовать и эти устаревшие машины. ¬ т€желом 1941 г. были сформированы 604-й и 605-й авиационные полки, вооруженные оставшимис€ в летных школах истребител€ми »-5. ¬ оборудованном за кабиной летчика небольшом отсеке подвешивались две бомбы по 25 кг. —амолет примен€лс€ в качестве легкого штурмовика в битве за ћоскву. Ѕыково, ѕушкино,  лин - таков боевой путь полков, сменивших »-5 на более современные машины в марте 1942 г. [26]. ¬ сент€бре 1941 г. в составе ¬¬— 51-й отдельной армии в  рыму был сформирован 2-й штурмовой полк на »-5. Ќа этих самолетах он сражалс€ до €нвар€ 1942 г., когда его направили в „апаевск дл€ перевооружени€ на »л-2. “ам же, в  рыму, на »-5 воевал 11-й штурмовой полк ¬¬— „ерноморского флота (командир - майор ».‘.–ассуд-ков). 5 но€бр€ 1941 г. капитан Ќ.“.’русталев штурмовал танки и пехоту немцев в Ѕельбекской долине.  огда его машину подожгли, он направил ее на скопление немецкой техники. »-5 внес свой, пусть и небольшой, вклад в ѕобеду.

 

Ќо вернемс€ к событи€м в ÷ Ѕ. ¬есной 1930 г. ÷ентральное конструкторское бюро значительно расширилось, вобрав в себ€ персонал различных проектных организаций. —читалось, что собранные вместе инженеры и конструкторы способны быстро и качественно решить любую поставленную перед ними задачу.

ƒмитрий ѕавлович √ригорович был инициатором организации следующей схемы работы ÷ Ѕ. ¬ отделе предварительных проектов небольша€ конструкторска€ бригада под руководством старшего инженера-конструктора проводила эскизное проектирование нового самолета. Ќеобходимые расчеты по аэродинамике, прочности и т.д. выполн€ли в расчетном отделе. «атем проекты рассматривались и утверждались на заседани€х “ехнического совета ÷ Ѕ. ќдновременно проходило согласование проекта в соответствующих организаци€х ¬¬—. ¬ случае удовлетворени€ технических требований строили макет самолета. ѕотом проект передавали в конструкторский отдел дл€ разработки чертежей, параллельно в соответствующих отделах выполн€ли прочностные, аэродинамические расчеты, работы по вооружению и оборудованию. «атем выполн€лись деталировка чертежей, контроль, светокопирование. Ёти отделы обслуживали все конструкторские бригады. √лавного конструктора ÷ Ѕ не имело, а дл€ координации работ, исключительно важной ввиду самосто€тельности де€тельности отделов, существовали консультанты. ƒо середины 1930 г. консультантом был √ригорович.
 

—истема обозначений в расширенном ÷ Ѕ сохран€лась. Ќапример, морской самолет –ќћ-2бис имел обозначение ¬“-12.  роме того, существовала система нумерации по задани€м.

ѕредполагалось, что така€ организаци€ труда будет способствовать повышению скорости и качества проектировани€ за счет специализации инженерно-конструкторских работников, возможности концентрации усилий на приоритетных задани€х. —ам √ригорович считал, что главными недостатками могут €вл€тьс€ лишь: «1) некотора€ механизаци€ работы; 2) ограничение кругозора конструкторов рамками заданий в их секци€х; 3) наличие посто€нного недовольства среди конструкторов» [27]. ќднако на деле все обсто€ло иначе. ћного времени тратилось на многочисленные согласовани€, поскольку обособленные специализированные отделы слабо ув€зывали свою работу с замыслом конструкции. ќбщее руководство со стороны √ѕ”, сотрудники которого слабо разбирались в авиации, также не способствовало ускорению проектировани€.

–аботавший в ÷ Ѕ авиаконструктор и историк авиации ¬.Ѕ.Ўавров так вспоминал об этом: «—истема, придуманна€ √ѕ”, себ€ не оправдала. ќна начисто обанкротилась. ќказалось, что сколько не бросай на одно дело, оно от этого быстрее не пойдет. ≈сли, к примеу, на самолете тридцать пар нервюр разного размера, то это не означает, что эти нервюры можно сделать за два дн€. ¬заимосв€зь сотрудников оказалась такой, что сверхтемп проектировани€, предложенный √ѕ”, оказалс€ ÷ Ѕ не под силу. ¬едь крыло обычно рассчитывает кто-то один. ƒа и любой агрегат самолета делаетс€ ограниченным числом людей, и если их количество увеличивать, то проку от этого будет мало. √ѕ” этой простой истины не понимало, но при первой же постройке штурмовиков “Ў эта система полностью про€вила свои недостатки. ѕолгода все было в бурном движении: сверху нажим, сверхурочные, а результатов никаких. –абота шла точно так, как если бы велась нормальна€ работа над этой машиной» [28].

Ќеобходимо отметить, что создание ÷ Ѕ неразрывно св€зано с общей политикой реорганизации авиапромышленности, зачастую тоже не всегда продуманной. “ак, 16 апрел€ 1930 г. јвиатрест был преобразован во ¬сесоюзное авиационно-промышленное объединение (¬јќ). ¬ июле 1930 г. ¬јќ оказалось в ведении Ќаркомата по военным и морским делам, что лишь усилило организационные неур€дицы.

“€готившийс€ этим ƒ.ѕ.√ригорович сумел организовать отдельную конструкторскую группу, занимавшуюс€ разработкой истребител€ »-Z, вооруженного динамо-реактивными пушками Ћ.¬. урчевского.

¬ конце апрел€ 1930 г. Ќикола€ Ќиколаевича назначили начальником конструкторской бригады. “ам он вел текущие работы по серийным самолетам »-3, »-5,
–-5, ”-2, помогал в испытании бомбардировщика “Ѕ-2, курировал работы завода є 25 по доводке истребител€ »-6 и проектированию »-7.