Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

НОВЫЙ ЭТАП

После издания приказа об образовании нового Центрального конструкторского бюро на заводе № 39 началась работа по подготовке и оснащению помещений, решению кадровых вопросов. П.И.Баранов дал всего один месяц на организацию нового ЦКБ. Его начальником назначили С.В.Ильюшина, на плечи которого легла основная тяжесть оформления и становления конструкторской организации. Н.Н.Поликарпов и другие начальники бригад, решившие связать свою судьбу с ЦКБ, занимались подбором сотрудников, составлением первых предварительных планов деятельности своих: коллективов.

Из ЦАГИ в бригаду Поликарпова перешли JI.П.Короткое, В.И.Тарасов, Д.Л.Томашевич, А.Г.Тростянский, из сотрудников, работавших в 20-х годах, - В.Д.Яровицкий. Отличный специалист по прочности авиационный конструкций, Яровицкий много сделал для становления КБ.

«8 февраля 1933 г. группа конструкторов числом 13 человек во главе с Поликарповым переехала в ЦКБ и буквально в первый день расставила столы, а с 9 февраля уже приступила к работе. Мне было дано задание на руководство проектированием моторных установок, что я и делал (начиная с ЦКБ-3 и кончая «Малюткой») на всех поликарповских самолетах» - вспоминал ветеран конструкторского бюро Василий Иванович Тарасов [1].

С 13 февраля 1933 г. началось официальное зачисление конструкторов в штат организации. Бригадой № 1 руководил С.А.Кочеригин. Здесь проектировали штурмовики и самолеты-разведчики. Н.Н.Поликарпов возглавил бригаду № 2. Основным направлением ее деятельности были истребители. Бригада № 3 первоначально занималась созданием экспериментальных конструкций. Ее работой руководил В.А.Чижевский. Через некоторое время группа Чижевского перебазировалась на Смоленский завод, а переформированная бригада под руководством С.В.Ильюшина стала строить дальние бомбардировщики. Бригада № 4 во главе с Я.И.Мальцевым проектировала вооружение. Бригада № 5 под руководством Г.М.Бериева создавала морские самолеты. Бригада №6 (начальник П.М.Крейсон) занималась статическими испытаниями.

Не ограничиваясь рамками своего коллектива, Н.Н.Поликарпов старался помогать С.В.Ильюшину в решении организационных, конструкторских, хозяйственных проблем, стоявших перед ЦКБ, щедро делился своим опытом. Их отношения всегда основывались на взаимном уважении друг к другу, на общности взглядов по широкому кругу вопросов.

Самолеты, разрабатываемые в ЦКБ, имели, кроме стандартного обозначения ВВС, еще и свое «фирменное». Оно состояло из сокращенного названия организации и порядкового номера выполняемого проекта. По этой причине проектируемый бригадой № 2 маневренный истребитель И-15 обозначался в документации еще и как ЦКБ-3.

Несмотря на разные оценки жизни страны конца 20-х - начала 30-х годов, надо признать, что в годы первой пятилетки в СССР интенсивными темпами развивались металлургия, тракторная, автомобильная, химическая промышленность и все отрасли оборонной, включая авиационную. В 1929-1934 гг. вошли в строй авиационные заводы №21 в Горьком (1931 г.), № 18 в Воронеже (1934 г.), № 81 в Тушино (1934 г.), авиамоторные заводы № 26 в Рыбинске (1930 г.), № 19 в Перми (1933 г.), № 16 в Воронеже (1934 г.).